Познавательные процессы каждого человека уникальны и индивидуальны. Мы все по-разному воспринимаем и обрабатываем информацию, и очень важно знать, как именно это происходит, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным. В сегодняшней статье мы ознакомимся с таким понятием, как когнитивный стиль, рассмотрим его разновидности, а также попробуем определить, какие из них присущи каждому конкретному человеку. Это позволит не только узнать что-то новое о себе и своем ребенке, но и сделать обучение более легким и продуктивным.
Что такое когнитивный стиль
Когнитивный стиль – это способ восприятия, переработки, анализа, систематизации и структурирования информации. Это тот механизм, благодаря которому возможна умственная деятельность человека в целом, работа с новыми данными и обучение в частности. Когнитивные (познавательные) стили тесно связаны с интеллектом, а по мнению ряда ученых, являются его составной частью.
Изучением этого вопроса занимались многие психологи, однако особая заслуга принадлежит Марине Александровне Холодной, которая выделила и описала 8 основополагающих когнитивных стилей:
- Полезависимость/поленезависимость
- Узкий/широкий диапазон эквивалентности
- Ригидный/гибкий познавательный контроль
- Толерантность к нереалистическому опыту
- Фокусирующий/сканирующий контроль
- Сглаживание/заострение
- Импульсивность/рефлективность
- Когнитивная простота/ сложность
У каждого человека присутствует свое, индивидуальное сочетание этих стилей, обуславливающих его мыслительную деятельность и ее результаты.
Полезависимость или поленезависимость
Полезависимые люди при восприятии информации больше внимания уделяют фону (полю) и меньше – деталям. В данном случае человек ориентируется на внешние факторы при обработке новых данных. Таким ученикам при обучении нужно больше наглядного материала, большие куски текста следует показывать в структурированном виде с большим количеством схем, таблиц, списков и пр.
Люди с поленезависимостью напротив обращают пристальное внимание на детали и ориентируются на какие-то внутренние (личностные) факторы при восприятии информации. Ученики с данным когнитивным стилем легко работают с текстами, делают меньшее количество ошибок при написании и/или редактировании, склонны к детальному разбору материала. При обучении наглядность им не важна.
Как определить
Определить полезависимость/поленезависимость можно с помощью заданий на поиск различий (для поленезависимых детей находить отличия между двумя изображениями проще), а также с помощью методики «Включенные фигуры» (способность легко вычленить одну фигуру из другой говорит о поленезависимости).
Пример «Включенных фигур». Источник фото
Узкий или широкий диапазон эквивалентности
Преобладание узкого диапазона (аналитичность) говорит о том, что человек склонен искать различия в воспринимаемых объектах. Такие ученики легко справляются с заданиями, требующими обращать внимание на много различных аспектов. При этом лучше не давать им для запоминания большое количество информации сразу – нужно разбивать ее на части.
Широкий диапазон (синтетичность) ориентирует человека на поиск общего между объектами. Дети с преобладанием данного типа когнитивного стиля могут воспринимать и запоминать большой объем информации сразу. Но лучше не давать им для решения несколько разноплановых задач одновременно.
Как определить
Для этого можно использовать классификацию: попросить ребенка разделить определенное количество понятий произвольно по группам. Чем больше групп будет в итоге, тем уже диапазон эквивалентности.
Ригидный или гибкий познавательный контроль
Ученики с ригидным контролем труднее переключаются с одного способа переработки информации на другой, например, с восприятия слов на восприятие изображений. Такие дети нуждаются в предварительной подготовке к смене деятельности, перерыву между различными типами работ.
Люди, обладающие гибким познавательным контролем, легко переходят с одного типа восприятия и переработки на другой. Таким ученикам можно одновременно давать информацию, представленную в различных формах, например, текстовую и графическую (презентации). Они не нуждаются в паузах между видами деятельности.
Как определить
Определить гибкость/ригидность можно с помощью цветовых карточек, на которых написано название цвета. Однако цвет карточки и написанный на ней цвет должны различаться. Задание: прочитать названия, не обращая внимания на цвет самой карточки. При выполнении этого задания люди с гибкостью контроля делают меньшее количество ошибок.
Толерантность к нереалистическому опыту
Люди, обладающие низкой толерантностью, в двусмысленных или неопределенных ситуациях с трудом могут принять информацию или опыт, противоречащий имеющимся у них знаниям. В обучении таким детям важно развивать креативность, которая поможет рассматривать трудную ситуацию с разных ракурсов. Зато им легко выполнять задачи по данному шаблону.
Высокая толерантность будет способствовать тому, что самые неоднозначные ситуацию будут с успехом решаться, благодаря готовности посмотреть на них с другой стороны. Ученики с таким когнитивным стилем креативны и легко находят новые решения, но с трудом могут следовать одному заданному алгоритму при решении задач.
Как определить
Любые задания на креативность помогут определить степень толерантности: чем больше нестандартных ответов, тем она выше.
Маленький тест на толерантность: вы можете допустить, что собаки умеют читать?.. Источник фото
Фокусирующий или сканирующий контроль
Данный когнитивный стиль касается внимания. Люди со сканирующим контролем распределяют свое внимание равномерно по всем предъявляемым объектам. Такие ученики могут воспринимать большое количество информации сразу, но им трудно сосредоточиться на чем-то одном при наличии нескольких объектов. Если требуется детальное изучение, то им необходимо предъявлять материал ограничено.
Фокусирующий контроль, напротив, способствует тому, что человек может сосредоточиться на одном объекте и детально его изучить, но восприятие нескольких объектов одновременно будет вызывать трудности. Школьникам с данным типом контроля лучше предъявлять материал постепенно, малыми количествами.
Как определить
Проверить это довольно просто: достаточно попросить ребенка назвать цвет, размер и т.д. геометрической фигуры (или другого объекта), которая показывается в условиях отвлекающих факторов. Например, на фоне узорчатой ткани.
Сглаживание или заострение
Сглаживание проявляется в том, что запоминаемая человеком информация, лишена большого количества деталей, она как бы упрощается. Для детального запоминания таким детям рекомендуется давать информацию малыми порциями и на более длительное время. Это поможет нюансам лучше отложиться в памяти.
Люди, склонные к заострению, способны запомнить информацию очень четко и во всех подробностях. Таким школьникам довольно легко дается сохранение в памяти большого количества объектов в деталях. Если подобное запоминание не требуется, то нужно просто ограничить время предъявления информации.
Как определить
Понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля склоняется человек, поможет пересказ отрывка художественного текста. Детальность и красочность будут свидетельствовать и заострении.
Импульсивность или рефлективность
Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора способен определиться моментально. Ученикам с данной характеристикой легко дается решение ситуаций, в которых необходимо дать быстрый ответ, но при этом они нередко делают ошибки. Таких школьников нужно призывать подумать еще, не спрашивать их сразу же, даже если они готовы ответить. Домашнее задание потребует дополнительных проверок.
Склонные к рефлективности сначала про себя выдвигают различные гипотезы и проверяют их и только потом дают ответ. Школьникам с данным когнитивным стилем нужно давать больше времени на принятие решения, не требовать моментального ответа. Зато ошибки они делают намного реже.
Как определить
В качестве задания-определения можно использовать сравнение изображений. Показательными будут время ответа и количество ошибок: у импульсивных первый показатель меньше, а второй – больше.
«Мыслитель» Родена – типичный пример рефлективности. Источник фото
Когнитивная простота или сложность
Полюс когнитивной простоты будет обуславливать такое понимание и интерпретацию получаемых данных, при которых учитывается малое количество различных критериев. Например, вынося суждение о ком-то, человек с такой характеристикой будет обращать внимание на внешние данные и уже известные сведения, не уходя в глубокий анализ. Таким ученикам хорошо даются задачи с четко определенным количеством переменных и ясными условиями. Математику они любят больше, чем литературу и другие дисциплины, где требуется учитывать явления, не видные на первый взгляд. Детям, склонным к когнитивной простоте, стоит дополнительно разъяснять трудный материал, помогать им в улавливании скрытых связей.
Люди, приверженные к когнитивной сложности, воспринимают объект или информацию во всей полноте и учитывают все возможные связи, вынося суждение. Школьники с этим когнитивным стилем хорошо справляются с задачами, требующими глубинного анализа и выявления скрытых факторов. Однако они часто склонны к фантазированию и могут приписывать чему-либо характеристики, которыми данный объект не обладает. Иногда их нужно останавливать, прося сосредоточиться на конкретных аспектах (если этого требует задача).
Как определить
Отлично понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля принадлежит человек, помогают задания на анализ. Например, анализ стихотворения известного автора. Чем полнее, глубже и красочнее он будет, тем выше когнитивная сложность.
Все рассмотренные когнитивные стили в том или ином своем полюсе присущи каждому человеку. Однако не у всех людей они доходят до крайних значений и могут находиться в усредненном положении. Например, человеку присущи и сглаживание, и заострение, проявление которых зависит от ситуации. В этом случае возможно развить стиль в том или ином направлении.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
24 апреля 2015