Истории Китая много тысяч лет. Её величественной цивилизации принадлежит бессчётное количество открытий. Это безусловная версия. Но есть и другая, альтернативная, и по ней под сомнение ставится не только изобретение пороха, но даже существование Конфуция. Сторонники гиперкритического учения из Поднебесной считают историю своей страны чрезмерно мифологизированной. Доводы приводят убедительные.
Во-первых, мол, точно датированных письменных источников ничтожно мало. Во-вторых, в Китае, как и в других странах древнего мира, не существовало летоисчисления. Лишь с I тысячелетия до н.э., когда даты начали обозначать по годам правления вана, верховного правителя, можно очень приблизительно установить хронологию событий. И, в-третьих, фальсификация данных и пропаганда в угоду действующей власти не считаются в китайской культуре чем-то зазорным, и не вызывают у самих китайцев возмущения.
Но легенда всегда краше реальности, и китаеманы всего мира почитают древнюю загадочную страну именно за древность и загадочность. Пусть даже и мнимые.
Современные воины терракотовой армии
Самая, пожалуй, нашумевшая история о фальсификации связана со знаменитой терракотовой армией. «Солдат» случайно обнаружили в 1974 году трое крестьян в окрестностях Сианя. Не понятно почему, но археологи оградили гробницу от любопытных глаз. Вырытые статуи воинов перезахоронили, а место пробных раскопок тщательно замаскировали. А через два года по, опять же, необъяснимой причине раскопки возобновились уже без грифа «секретно». Эти глиняные солдаты будто бы изготовлены примерно в 220 году до н.э. Но вот что интересно: рост каждого воина 160-170 см., как у современных китайцев, а сами они выглядят идеально новыми для прошедших двух тысячелетий. И в конце 1990-х годов в западной прессе стали появляться сообщения, что терракотовая армия, прекрасно сохранявшаяся внутри сырого кургана, начала разрушаться по неизвестной причине.
Источник фото
В 2007 году, экспонаты были выставлены в Гамбургском этнографическом музее, немецкие учёные обнаружили их современное происхождение. Чиновники из Сианя, где расположен музей терракотовых воинов, немедленно отозвали подделки, объявив их копиями оригинальных находок, по ошибке попавшими в Германию. Однако многие СМИ сообщили, что это чудо света изготовили незадолго до обнаружения с целью возвеличивания древне-китайской культуры и заодно для отвлечения мятежного настроения многих репрессированных и сосланных в трудовые лагеря при маоистской «культурной революции».
А был ли Конфуций?
Сомнению подвергается не только кто и когда изобрёл некий неодушевлённый предмет, но даже реальность всем известного древнекитайского философа и историка Конфуция.
Источник фото
Существует подтверждённая отчётами итальянских иезуитов версия, что Конфуций – это итальянский учёный-иезуит, математик, астроном, географ, миссионер ордена в Индии и Китае Маттео Риччи.
Источник фото
То есть, возможно, итальянский учёный и есть фантомный китайский мыслитель. А псевдоним, который с латинского confusus переводится «беспорядочный, запутанный», присвоен ему научными оппонентами.Служивший при дворе императора Вань Ли с 1601 по 1610 (год смерти) Маттео Риччи познакомил китайцев с основами геометрии, картографии и астрономии. Научил их делать солнечные часы и пользоваться астролябией для слежения за звёздами. Нарисовал на шёлке первую карту Китая, перевёл на китайский язык первые шесть книг Евклида, труды Аполлония и Птоломея. Кроме того, указывается в одном из отчётов, Маттео Риччи написал на китайском пятикнижие Конфуция.
Кто бы ни был «Конфуцием» величайшей книги «Лунь Юй», именно в переводе и под редакцией Маттео Риччи она в конце XVII века открыла европейцам далёкий загадочный Китай. Маттео Риччи положил начало китаемании в Европе. После издания пятикнижия Конфуция каждая книга о Китае становилась бестселлером. Среди них сочинение французского католического проповедника-иезуита Жана Жозефа Мари Амио «Житие Кун-Тсеза, или Конфуциуса, как именуют его европейцы, наиславнейшего философа китайского, восстановителя древней учёности». Немалую лепту в ознакомление с философским наследием Древнего Китая внёс христианский миссионер в Гонконге шотландец Джеймс Легг. С 1861 по 1872 годы он издал пять томов «Классических литературных произведений Древнего Китая», наиболее известные среди них «Беседы и диалоги Конфуция» и «Книга песен».
Очарованные идеализированным образом Китая, как страны просвещенной и духовной, величайшие французские философы Вольтер, Монтескье, Руссо, в свою очередь восхваляли «чистую мораль» Поднебесной, противопоставляя её «варварской Европе». Как следствие, под влияние восторженных просветителей попали образованнейшие умы того времени. В светском обществе сложился образ справедливого конфуцианского государства. На фоне беспрестанных войн, революций, религиозных притеснений европейцам импонировали китайская стабильность, почитание литературного и научного труда, в целом государственный строй, где, по мнению Вольтера, «правитель-философ служит на благо и в интересах народа».
Благодаря стараниям учёных, проповедников и философов к концу XVIII века в среде образованных европейцев чуть не дурным тоном считалось не восхищаться древнекитайской цивилизацией.
Проблема, которую создал Нидэм
Поистине планетарный масштаб китаемания приобрела в XX веке с появлением и быстрым развитием телеграфа, телефона, теле- и радиовещания, интернета. Средствами массовой информации активно пользовался самый известный популяризатор Китая прошлого века Джозеф Нидэм.
Источник фото
Выдающийся британский учёный широкого профиля: биохимик, эмбриолог, синолог, член Королевского общества и Британской академии наук, иностранный член Академии наук Китая, Королевской датской академии, профессор и почётный член множества университетов мира, почётный советник ЮНЕСКО, Джозеф Нидэм более всего известен исследованиями
В 1942 году Нидэм был направлен Королевским обществом в тогдашнюю столицу Китая Чунцин, где он возглавил общество Китайско-Британской науки. Через три года выходит первый труд Нидэма, полностью посвященный достижениям китайских мудрецов древности. С 1954 по 1990 печатаются его монографии на тему «Наука и цивилизация в Китае».
Именно Нидэм положил начало созданию научной легенды о древней китайской науке и технологии и стал основоположником теории, известной как «проблема Нидэма». Под ней понимается парадокс – почему Китай не опережает другие страны в своём научном и экономическом положении на многие века при впечатляющем преимуществе в прошлом и выявление причин невозникновения современной науки в Ките в то время как она появилась в Европе.
В бытность свою научным советником посольства Британии в Чунцине исследователь много путешествовал по стране. Он собирал легенды о древнекитайской науке. В любом мало-мальски сохранившемся тексте Нидэм выискивал упоминания, даже самые туманные и приблизительные, о технических приспособлениях Китая. Учёный додумывал за древними «научные открытия».
Источник фото
Написанные им пятнадцать томов «Китайской науки и цивилизации» посвящены более эмоциональному, чем детальному описанию выдающихся изобретений в области науки, медицины, сельского хозяйства и инженерии, начиная якобы с 1400 года до н.э.
Критики теории «проблемы Нидэма» не раз ставили ему в пику, что многие идеи он заимствовал из марксизма, а положения его социо-культурной теории, в основе которой лежит «организмический натурализм, исходящий из взаимосвязанности всех явлений в мире», содержат маоистскую риторику. Сам Нидэм подливал масло в огонь нескрываемой симпатией к режиму КНДР, из-за чего даже был включён правительством США в «чёрный список» персон, чьё присутствие на территории США нежелательно. Однако, время написания трудов главного пропагандиста Китая совпало с всё возраставшим интересом европейских интеллектуалов к культуре не только древнего, но и современного Китая, и критикам пришлось смириться, что многие фантастические гипотезы учёного принимают на ура.
Источник фото
Быль или всё же реальность высокоразвитая цивилизация Древнего Китая? Смотря какой исторической версии придерживаться: традиционной, гиперкритической или верить ярым приверженцам Востока. Монах-иезуит Маттео Ричии, учёный Джозеф Нидэм предложили альтернативную историю. Могли быть другие исследователи, которые бы в пух и прах раскритиковали все мнимые доказательства старины и величия Поднебесной.
Но других исследователей не нашлось, и красивая история, рассказанная первыми путешественниками, стала настолько популярной, что сегодня мы имеем то, что имеем: страну, не перестающую очаровывать; страну, выставка экспонатов которой непременно собирает длинные очереди знатоков и любителей старины; страну, обязательной к посещению каждого, считающего себя просвещенным духом.
Одним словом, страну-легенду. И безусловно только одно: китайцы успешно продают свою мнимую или действительную историю, а весь мир её с удовольствием покупает.
Источник заглавной картинки — inpic.ru
При написании материала использована информация из печатных источников и интернет-ресурсов:
- Дубровская Д.В. «Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552–1775 гг.)».
- Киктенко В. А. «Историко-философская концепция Джозефа Нидэма: китайская наука и цивилизация».
- Кобзев А.И. «Концепция Дж. Нидэма и её критика». Лекция из серии: «Современные историко-научные исследования».
- megabook.ru
- ru.wikipedia.org/
- biofile.ru
- sinologist.com.ua
- nri.org.uk
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
30 октября 2014