Зачем и когда нужен логопед

В дореволюционной России, как известно, большая часть образованных взрослых картавила: сказывалась привычка к французскому языку с его специфическим горловым «р». Сто лет спустя у нас уже нет такого галантного обоснования картавости, и с картавостью теперь ведут не на уроки французского, а к логопеду.

Как, впрочем, и со многими другими дефектами речи. Как распознать их в милом родительскому сердце детском лепете? Что и в каком возрасте стоит ждать от ребёнка в речевом развитии? Стоит ли бить тревогу, если до поступления в школу осталось полгода, а половина алфавита «гуляет»? Отвечаем со всей возможной чёткостью.

Родная речь

Традиционно считается, что логопед — это человек, который может в случае чего научить ребёнка выговаривать пресловутую «р». Но проблема выговаривания звуков — отнюдь не единственная. Вот краткий список того, что ещё входит в компетенции логопеда:

  1. увеличение словарного запаса;

  2. освоение новых слов и включение их в активный словарь;

  3. правильное словоупотребление, понимание грамматических категорий; 

  4. тренировка зрительной памяти, анализ увиденного (для дальнейшего пересказа).

Каша во рту

(Источник картинки: )https://www.flickr.com/photos/leo-gruebler/6882407729/sizes/l)

Разумеется, всё это специфические задачи для конкретных возрастов: то, что актуально для семилетних, не должно пока волновать трёхлеток. Но важно понимать, что каждая из этих задач вытекает из предыдущей. Самый типичный пример — проблемы с правописанием, вытекающие из неправильного произношения. Не нужно быть логопедом, чтобы вспомнить простой факт из детства: первые слова всегда пишутся по принципу «как говорю, так и пишу». И если ребёнок произносит слово неправильно в силу речевого дефекта, писать он его будет так же.

«Наблюдение ребенка у логопеда очень важно, — комментирует педагог Ассоциации репетиторов Жанна Владимировна. — Плановый поход к логопеду обязателен, так как правильное произношение поможет ребенку легче освоить чтение и письмо».

Для тех родителей, которые больше всего на свете боятся «отстать от графика», есть хорошая новость: этапы развития речи хорошо изучены и известны, поэтому на них можно ориентироваться, наблюдая за речью своего ребёнка.

Этапы большого пути

Несмотря на заявленное «можно ориентироваться» важно отчётливо понимать, что любая заявленная норма — ориентир, но не свод правил. Исключения из правил встречаются очень часто, и особенно это касается детей до трёх лет, которые иной раз опровергают всё, что специалисты по развитию речи предлагают считать нормой (как в одном известном анекдоте про сына английского лорда). Отдельный разговор — дети-билингвы, которые традиционно начинают говорить чуть позже своих сверстников.

Поэтому в целом эти этапы можно считать подспорьем для подготовки ребёнка к школе: в конце концов, именно школа станет той средой, в которой навыки грамотной и чистой речи нужны будут больше всего. То, что поймут родители, не поймёт учитель — и это так или иначе будет сказываться на успеваемости. К перечисленным временным отметкам можно мысленно добавлять «± полгода» — и не ошибиться.

Каша во рту

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/131782374@N03/38379032656/sizes/o/)

Итак, что же это за этапы?

1 год: активный словарь ребёнка содержит 5-10 коротких слов, пассивный — 10-20.

2 года: активный словарь составляет 100-300 слов, речь обогащается короткими предложениями (хочу то-то, дай то-то).  

3 года : активный словарь состоит из 1000 слов, ребёнок отвечает на вопросы.

4 года: ребёнок осваивает количественные категории и может повторить длинное слово за родителем.

5 лет: ребёнок умеет рассказывать о том, что было, есть или будет в соответствующем времени, а также может составить предложение из девяти слов.

6 лет: активный словарь составляет 2000 слов, ребёнок говорит связными предложениями.

7 лет: в активном словаре больше 3000 слов, ребёнок может пересказать то, что он услышал или прочитал.

При всей своей условности эти точки могут стать своего рода маячками, по которым можно понять, что происходит с речью ребёнка — нормальные возрастные метаморфозы или же проблемы, с которыми стоит обратиться к специалисту.

Каша во рту

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/152122494@N05/40641214021/sizes/l)

Пора, пора!

Причины обращения к логопеду могут быть очень разными, и родительская тревога — первая из них. Однако есть веские доводы в пользу того, что визит к врачу не стоит откладывать. Какие же они?

Жанна Владимировна  перечисляет главные аргументы «за»:

«Причины следующие:

  1. Неверное произношение  некоторых звуков.

  2. Заикание.

  3. Отсутствие речи.

  4. Смазанность речи. Ребёнок говорит быстро и непонятно.

  5. Нарушение в поведении. Ребёнок не выполняет то, что просят родители.

Если, по мнению логопеда, у  ребёнка присутствуют отклонения от принятой нормы, специалист назначит упражнения, которые помогут устранить данные дефекты речи. Также логопед подскажет, какие методы обучения речи подходят вашему ребенку. Он может выявить причины в нарушении слуха или нервной системы».

Проблемы с речью могут быть связаны с самыми разными факторами. Их можно найти вовне — например, в речевой среде, окружающей ребёнка; если у тех, кого ребёнок слышит регулярно, нет привычки говорить чётко и ясно, это вполне ожидаемо скажется на освоении языка. Однако это не единственная причина; среди других внешних стопоров могут быть и челюстно-лицевые травмы.

Кроме того, ребёнок может быть просто предрасположен к определённым речевым проблемам генетически. Среди других причин — неблагополучное протекание беременности матери и/или родовые травмы.

Всё вышеперечисленное (а также экологию и питание) стоит принимать в расчёт, прежде чем хвататься за голову и причитать «Упустили!».

Однако если логопед всё-таки нужен, визит к нему не стоит откладывать. Во многих проблемах раннее вмешательство — ключ к эффективному их разрешению.

Каша во рту

(Источник картинки:https://www.flickr.com/photos/99060579@N06/9702662750/sizes/l)

Учиться говорить заново

Обследование у логопеда проходит в детском саду и в школе. Если специалист выявил какие-либо отклонения, задача родителя — во-первых, не запаниковать, а во-вторых, понять, о чём речь. Проблема отдельных непроизносящихся звуков решается довольно быстро. Логопед просто ставит нужные звуки в течение нескольких занятий, после чего исчезает из поля зрения.

Но увы, не всегда всё так просто. Помимо простой картавости или «с» вместо «ш» могут быть проблемы посерьёзней — например, дислексия, заикание или гнусавость (ринолалия). С ними стоит обращаться к специалисту за пределами детского сада и школы. Дело в том, что специалисты в дошкольных учебных заведениях в основном занимаются постановкой звуков (а в школе — помогает читать и писать, если это тяжело даётся).

Специфические же проблемы лучше решать в логопедических садах, специальных центрах или с личным логопедом. Чтобы попасть в соответствующее заведение (как вариант — на бесплатные занятия со школьным логопедом), нужно получить заключение Центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦПМПК).

Вне зависимости от проблемы, с которой вы собираетесь обратиться к логопеду, ребёнок почти наверняка испытает стресс от одного словосочетания «пойти к логопеду» (автор этого текста с подобным столкнулся на собственном опыте). Поэтому стоит уделить некоторое время подготовке к этому визиту.

«Как подготовить ребёнка к  посещению логопеду? Объясните, что очень важно уметь  правильно и красиво говорить.

Поиграйте с ребёнком «в логопеда». Можно использовать  привычные для ребенка игрушки — собачки, машинки. Например, можно представить, что машинкам трудно договориться между собой, они не понимают друг друга. И тогда можно предложить поискать логопеда, который поможет решить эту проблему.

Роль специалиста больше всего подойдёт  маме. Предложите выполнить некоторые задания, называя их, например, «зарядкой для двигателей»: ведь двигатель в машине — самое главное, как во рту — язычок. Пусть ребёнок занимается вместе с машинками.

Например.  

  • «Дятел» —  давай представим, что мы пошли в лес. Подняли голову. На дереве сидит дятел. Давай постучим вместе с ним.

  • «Маляр» — чистим верхнюю часть двигателя машины ,

  • «Часики» — проверяем работу дворников,

  • «Ветерок» — продуваем клапаны  

Обыграть можно все  логопедические упражнения», — считает Жанна Владимировна.

 Каша во рту

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/sonypic/36076347491/sizes/l)

Э — эффективность

Несмотря на кажущиеся трудности логопедических занятий уделить им время — определённо хорошая идея. Чтобы понять, почему, достаточно вспомнить собственные попытки впервые заговорить на иностранном языке с переживаниями относительно произношения, словарного запаса и грамматики. Мы беспокоимся не только потому, что боимся допустить ошибку, но и потому что знаем: красивая и грамотная речь — это архиважно.

Речь может творить чудеса, завоёвывая симпатии едва знакомых людей, но может и отталкивать окружающих, притом в самом нежном возрасте: так, общеизвестно, что для первоклассников сложнее всего социализироваться, если их словарный запас уступает тому, которым пользуются сверстники. А всевозможные звуковые дефекты — веский повод, чтобы начать подтрунивать над одноклассником, а то и травить его. Всё это не может не сказываться на самооценке, порой трагически.

Занятия с логопедом — эффективный метод корректировки дефектов речи. Многих родителей удивляет то, насколько быстро «встают на место» звуки, которые не удавалось произнести многие месяцы, а то и годы. Более серьёзные проблемы, разумеется, потребуют куда больше времени. Хорошая новость, тем не менее, имеется: логопеды знают методику, и эта методика результативна.

Мудрая сова 16 ноября