Начиная с этого выпуска мы запускаем формат «карточек». Это быстрый и удобный ликбез, который позволит вам познакомиться с темой и узнать о ней всё самое необходимое, — и не успеть заскучать. Комментарии наших экспертов и преподавателей по-прежнему с вами: каждую тему мы освещаем с их профессиональной помощью. 

Наша сегодняшняя тема — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это один из самых часто встречающихся диагнозов, а значит, вокруг него масса мифов и предрассудков. Разбираемся с ними по пунктам с помощью психолога Анастасии Михайловны. 

Что это такое? 

СДВГ (сокращённое название синдрома) — это нарушение в эмоционально-волевой сфере, при которой ребёнок испытывает трудности в концентрации внимания, контроле эмоций, а также плохо управляет своей импульсивностью. 

«Дети с СДВГ — это обычно дети чрезмерно суетливые и разговорчивые, им плохо удаётся соблюдать правила и ждать своей очереди», — поясняет Анастасия Михайловна, гештальт-терапевт. — «Зачастую у них бывают эмоциональные взрывы, а кроме того, может наблюдаться сложность в самоорганизации и забывчивость. Могут быть как все вышеперечисленные симптомы, так и какой-то один». 

Карточки: синдром дефицита внимания и гиперактивности

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/152866348@N08/41569856952/sizes/l)

С чем это связано? 

Количество детей с синдромом дефицита внимания растёт, причём растёт повсеместно (в США, например, синдромом страдают 11% школьников). Исследователи считают, что основных причин СДВГ несколько — генетические (окончательно не доказано, но считается, что СДВГ у родителей увеличивает шансы ребёнка на наследование заболевания), врождённое повреждение головного мозга и социально-психологические факторы. 

«Сложно говорить о причинах наверняка, но в большой степени за возникновение СДВГ отвечает беременность», — говорит Анастасия Михайловна. «Все возможные осложнения — гипоксия, тазовое предлежание, длительный безводный период и асфиксия, стремительные роды, — могут увеличить вероятность синдрома. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Осложнения во время беременности отмечены в 84% случаев детей с СДВГ». 

Среди социально-психологических факторов — конфликты в семье, неподготовленность к появлению детей, низкая материальная обеспеченность, некомфортные условия проживания, родительский алкоголизм и физические методы наказания. 

Чем это чревато? 

Главная проблема детей с синдромом дефицита внимания — проблемы с обучаемостью: как правило, успеваемость таких детей значительно ниже, чем у сверстников. 

«Очень часто у детей с таким синдромом выявляют задержку психоречевого развития или же психического развития», — отмечает Анастасия Михайловна. — «Ребёнок может умышленно «не слушаться», вести себя буйно или враждебно. Кроме того, наблюдаются эмоциональные расстройства — частый  упадок сил, плаксивость. Дети с СДВГ часто бывают несамостоятельными, периодически у них пропадает всякое желание играть с другими детьми. Синдром зачастую сопровождается тиками (подёргивание мышц лица, длительное сопение, подёргивание головой), а иногда и выкрикиваниями — это, в свою очередь, нарушает социализацию детей с СДВГ». 

Карточки: синдром дефицита внимания и гиперактивности

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/64723635@N05/15379248850/sizes/l)

Как установить у ребёнка СДВГ? И как этого не стоит делать? 

«Диагностика СДВГ связана с большим количеством заблуждений. Это расхожая практика —  родители, почитав интернет, «обнаруживают» синдром у абсолютно нормального ребёнка, который а) пытается привлечь внимание родителей, занятых гаджетами,  б) воспитывается без каких-либо рамок и по любому поводу закатывает истерики и в) протестует своим поведением против родительского гипернадзора. Чтобы диагностировать у ребёнка СДВГ, необходимы веские основания — так, он должен демонстрировать существенные отличия в развитии со сверстниками. Как правило, это можно зафиксировать к 6-7 годам, когда ребёнок готовится пойти в школу. Синдром обычно проявляет себя в полной дезадаптации — как дома, так и в школе», — комментирует Анастасия Михайловна.  

Ставить диагноз должен психиатр, он же подскажет, какие расстройства наиболее характерны для каждого конкретного случая, — гиперактивность, невнимательность, импульсивность или же сочетание всех трёх. 

Это пройдёт? 

«Как правило, во взрослом возрасте уходят симптомы гиперактивности и импульсивности — не полностью, но во всяком случае отходят на второй план. Что мы знаем о СДВГ у взрослых, так это то, что он проявляется как рассеянность, повышенная самокритичность, отсутствие мотивации, забывчивость и т.п. Чаще всего эти люди адаптируются, приспосабливаются к своему синдрому. Тем не менее — и это плохая новость — по статистике среди таких людей очень много тех, у кого развиваются аддикции. Они часто склонны к асоциальному образу жизни — связано это с тем, что скорее всего в детском возрасте их не направили в подходящем направлении, и их интерес не нашёл подходящего применения; отсюда неуспешность и отсутствие интереса к «нормальным» человеческим занятиям». 

Карточки: синдром дефицита внимания и гиперактивности

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kevinday/2477156170/sizes/l)

Это лечится? И нужно ли это лечить?  

СДВГ невозможно вылечить, но можно скорректировать. Обычно для этого используют сочетание лекарственной терапии и психологической коррекции. Детям от 6 лет и старше как правило назначают атомоксетин («Стратерра»), чтобы помочь адаптироваться к школьным требованиям. В средней школе препарат отменяют, так как к этому времени ребёнок обычно уже может справиться самостоятельно. 

«Психологическая помощь специалиста — это обычно игровая терапия», — говорит Анастасия Михайловна. «C помощью игры мы не только учимся общаться с другими людьми, но, что важно, выражать эмоции и чувства так, чтобы они были социально приемлемы. Если у ребёнка за пределами кабинета психолога нарушены границы, то психолог их устанавливает. Однако важно, чтобы родители содействовали ему в этом — не стоит думать, что детям с СДВГ можно всё, потому что «они особенные». Как раз наоборот: они больше, чем кто-либо, нуждаются в чётких границах, но устанавливать их с помощью репрессивных методов и на повышенных тонах абсолютно бесполезно».

Что делать родителям?

Для ребёнка с синдромом дефицита внимания родители — его главные ориентиры, помогающие ему контролировать себя. Родители должны установить режим дня, следить за ритмом жизни ребёнка, не нагружать его дополнительными занятиями и установить рамки поведения, допустимого в семье. Если ребёнок ведёт себя несоответствующе (а он непременно будет это делать), важно, чтобы родители умели в этот момент не переходить на крик, а продолжать обращаться с ним в спокойном ключе: ребёнку нужно объяснить, что именно в его поведении вызывает недовольство родителя, объясните последствия (наказание должно быть сопоставимо), не прибегайте к угрозам и не вступайте в споры с ребёнком. 

Карточки: синдром дефицита внимания и гиперактивности

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/barretthall/2944856840/sizes/l)

Почему синдром так называется? 

«На самом деле название неточное. Эдвард Хэллоуэлл в своей книге Answers to Distraction об этом говорит очень точно: правильнее было бы назвать синдром дефицита внимания «нестабильностью внимания» или же «вариабельностью внимания», потому что дети и взрослые с этим синдромом иногда бывают ОЧЕНЬ сосредоточены (в том числе на своих мыслях, в том числе в середине разговора). И происходит это обычно в тот момент, когда они очень замотивированы или их увлекает ситуация, новая для них». 

Что ещё важно знать об этом синдроме? 

Обычно в популярной литературе (в том числе и в этой статье) ребёнок с синдромом дефицита внимания рисуется как эдакий непоседливый хулиган, который носится туда-сюда и крушит всё на своём пути. Но мало кто упоминает о другом проявлении СДВГ — его зеркальном отражении, когда ребёнок находится в состоянии повышенной фокусировки, гиперфокусе. 

Элизабет Леймкулер, автор многочисленных исследований синдрома дефицита внимания у взрослых, отмечает, что эта связка «гиперактивность-гиперфокус» со временем развивается в парадоксальные проявления у уже выросших детей. Это выражается в противоречащих друг другу тенденциях поведения, которые могут сменять друг друга достаточно быстро, чтобы ввести в ступор стороннего наблюдателя. Так, например, один и тот же человек может быть в один момент крайне оптимистичным — и становиться законченным пессимистом при следующей беседе. 

Их близким подобные проявления редко даются легко, потому что, во-первых, сбивают с толку, а во-вторых, провоцируют к поиску причин в себе («Я что-то сделал(а) не так, поэтому он(а) такой/такая мрачный/ая»). И поскольку подобные парадоксы мало похожи на обычные перемены настроения (уж больно велика амплитуда), мириться с ними гораздо сложнее. 

Карточки: синдром дефицита внимания и гиперактивности

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/57500213@N02/6668043691/sizes/l)

«Быть партнёром взрослого человека с синдромом дефицита внимания — значит много работать над отношениями и не забывать заботиться о себе. Это во многом похоже на то, как родители подобных детей учатся помогать ему и поддерживать — те же самые вещи выходят на передний план: терпение и забота. И сложности те же самые — чувство вины, стыда и ощущение собственной «недоработки». И тем, и другим — и родителям, и взрослым партнёрам — я бы порекомендовала помнить о том, что синдром — это именно синдром, заболевание, что ребёнок/взрослый не пытается таким образом вас терроризировать. И что при эффективной работе с психологом (и правильно выстроенных отношениях дома) можно помочь человеку раскрыть себя и свести к минимуму негативные проявления синдрома». 

 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/129863000@N05/15648468144/sizes/o/

Мудрая сова 09 октября 2019