Как быть, если учитель демонстрирует непрофессиональное поведение?

Вы наверняка заметили, что на сайте Ассоциации репетиторов есть рейтинги преподавателей и возможность оставить отзыв — так вы можете проконтролировать профессионализм педагога, а мы — быть уверенными, что предлагаем вам только лучших преподавателей. Куда сложнее обстоит ситуация со школьными учителями — далеко не все подробности их работы доходят до родителей, и узнать, насколько профессионально их поведение, не всегда возможно. Но что именно считать «непрофессиональным»? И как правильно реагировать на подобное? Есть ли понятные алгоритмы для ситуаций, когда педагог явно нарушает рабочую этику? Обо всём этом просто и понятно рассказываем в наших карточках. 

Что можно отнести к признакам непрофессионализма преподавателя? 

В целом все такие проявления можно отнести к трём категориям: 

  1. Нарушение границ детей. Сюда относятся как вербальные проявления, — например, крик, оскорбления, дискриминация по гендерному, национальному или любому признаку, наказания, etc. — так и физические — например, принуждение к занятиям физкультурой безотносительно рекомендаций лечащего врача или же отнимание личных вещей «до перемены», а также привлечение детей к какой-либо деятельности, помимо учебной. 

  2. Снижение успеваемости учеников. Обратите внимание: речь о классе в целом, а не об отдельных учениках. Нормально, что не все в классе усваивают предмет — в конце концов, некоторым он просто неинтересен, несмотря на харизму преподавателя. Ненормально, когда в классе из 20 человек в предмете разбирается один отличник, а остальные единогласно отказываются понимать, о чём речь. Сюда же можно отнести и так называемое «насправедливое оценивание» — когда ребёнку ставят оценки заведомо не соответствующие его успеваемости. 

  3. Неумение держать дисциплину в классе. Здесь речь также и о буллинге, который преподаватель обязан пресекать (подробнее об этом читайте в нашем материале). 

Более подробный список нарушений, за которые на преподавателя можно (и нужно) пожаловаться, можно найти, например, здесь.  

Карточки: непрофессионализм педагога

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/66220423@N04/6039042054/sizes/l/)

Однако помимо несоблюдения чисто формальных, «внешних» критериев, которые явно требуют обсуждения с руководством школы, есть и другие, которые в большей степени касаются отношения преподавателя к своему предмету. 

«Непрофессионализм с моей точки зрения — это неприятие педагогом того факта, что он не может знать абсолютно все по своему предмету, — считает Елена Дмитриевна, преподаватель английского и немецкого языков. — В школе я часто сталкивалась с тем, что учителя, чтобы, так сказать, не потерять авторитет и не быть высмеянными, давали заведомо неверный ответ на вопросы учащихся вместо того, чтобы искренне сказать, что они пока не до конца осведомлены в этом вопросе. 

Ключевое слово здесь — «пока». Хороший специалист осознает, что любой преподаваемый предмет всегда находится в развитии, появляется что-то новое, а некоторые его части остаются уже в прошлом, поэтому главная задача — постоянное пополнение знаний, информирование из разных источников и искреннее желание найти ответ на поставленный вопрос. Очень часто ученики действительно задают интересные вопросы, на которые охотно хочется ответить. 

Если ребенок не согласен с преподавателем, он может найти самостоятельно достоверный источник и указать на него преподавателю. Хороший специалист примет эту точку зрения и объяснит, почему он объяснял по-другому, или примет точку зрения ребенка. Этот случай только лишний раз покажет заинтересованность ребенка в предмете, его нужно похвалить и поблагодарить».

Карточки: непрофессионализм педагога

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/thetigerinmyback/15491609964/sizes/l/)

Допустим, я заподозрил что-то такое за учителем, но это только подозрения. Как быть? 

Для начала надо понять, «что-то такое» — это ваши домыслы или факты. Если речь о грубых нарушениях, — например, преподаватель грубо толкнул ребёнка или обозвал его — можно обратиться напрямую к завучу или директору. 

Если же ребёнок регулярно получает низкие оценки по предмету, это повод для начала разобраться, в чём именно проблема. В большинстве случаев дело в отсутствии интереса к предмету, но бывает и так, что у преподавателя с учеником складывается личный конфликт. Это может быть чревато как намеренным занижением оценок, так и ухудшением успеваемости вследствие этого конфликта (ребёнок просто «выключается» на уроке). 

Елена Дмитриевна

«Если родитель считает преподавателя непрофессиональным, он прежде всего должен сам пообщаться с преподавателем и установить, ЧТО именно привело к такому суждению. Он должен провести для начала наблюдение. Поскольку, к сожалению, очень часто, когда человека что-то не устраивает,  начинаются претензии без выяснения обстоятельств. Если родителя что-то волнует, он может спокойно задать вопрос преподавателю, обратная связь тоже важна. Но если человек открыто стремится к конфликту как одной из форм общения — здесь лучше просто прекратить занятия».

Прекратить занятия можно, если вы имеете дело с частным преподавателем. В случае со школьным учителем дела обстоят несколько иначе. 

Карточки: непрофессионализм педагога

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/105784378@N08/39245266861/sizes/l/)

Как правильно пожаловаться на преподавателя, если основания всё-таки есть? 

Официальная жалоба подаётся в письменном виде. Она оформляется на имя директора по тем же правилам, что и любой другой документ. В теле письма объясняется суть претензий и описываются факты. В заключении излагается видение того, как сложившаяся ситуация может быть разрешена (например, через выговор преподавателю или его увольнение — в зависимости от того, насколько серьёзно нарушение). 

Обратите внимание: в письме не следует перечислять все ваши претензии к школе и её руководству. Ограничьтесь фактами, касающимися вашего недовольства преподавателем. 

А почему бы мне не пожаловаться непосредственно директору?

Вы можете пожаловаться директору — непосредственно при обсуждении вашей жалобы, поданной в письменном виде. Рассматривать её вы будете вместе со вторым участником спора (преподавателем), а также с теми, кто может внести ясность в обсуждаемую проблему — свидетели и др. Постановление выносится на основании их показаний и анализа текущей ситуации. Оно может быть обжаловано в судебном порядке. 

Я могу пожаловаться анонимно? Не у меня одного претензии к преподавателю.  

В законодательстве отсутствует прямой запрет на подачу анонимных жалоб, однако в таком случае есть большая вероятность, что вашу жалобу оставят без внимания. В такой ситуации лучше подать коллективную жалобу. 

Карточки: непрофессионализм педагога

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/133951503@N03/45702444815/sizes/l/)

Как подать коллективную жалобу? 

Механизм тот же, что и при подаче жалобы от частного лица. В заявлении пишется «от родителей учащихся такого-то класса», а подписи расшифровываются. Образец такой жалобы можно найти тут.

А если директор сознательно не реагирует на мои жалобы? 

Вы можете обратиться к вышестоящим инстанциям. 

  1. Региональный департамент образования. 

  2. Рособрнадзор

  3. Минобрнауки

  4. Роспотребнадзор

  5. Прокуратура

  6. Суд 

  7. Обмудсмен

Со школьным преподавателем всё ясно. А что делать, если непрофессионализм в работе проявляет частный репетитор? 

Вы всегда можете отказаться от его услуг. Если в начале сотрудничества вы составляли договор и в нём указаны отдельные пункты, к выполнению которых у вас претензии (например, преподаватель регулярно опаздывает, хотя чёрным по белому написано, что обязуется приходить на занятия вовремя), вы вправе требовать соответствующей компенсации. 

Другое дело, что такие договоры редко имеют место, поэтому в большинстве случаев приходится решать проблему однозначно — просто расставаясь с репетитором и предупреждая о его непрофессионализме других.

 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/delinion/2367137311/sizes/l/

Мудрая сова 31 октября