Музыка – пожалуй, наиболее популяризированный вид искусства, с которым мы сталкиваемся каждый день. Музыка поднимает настроение, улучшает самочувствие и даже… помогает активизировать и оптимизировать мыслительные процессы! Сегодня будем говорить о том, как музыка оказывает влияние на интеллект человека, и узнаем, как подобрать правильную мелодию для оптимизации умственной деятельности.
Воздействие звука
Все знают, что звук – это волна, распространяющаяся в окружающей среде. Звук имеет частоту, интенсивность, темп, ритм, тембр, тональность. Каждая из этих характеристик обрабатывается разными участками мозга. Частота и интенсивность — основные характеристики, воспринимаемыми человеком на неподсознательном уровне. Тональность и ритм обрабатывает левое полушарие. Мелодию и тембр – правое. Темп – оба полушария. Получается, что при прослушивании музыки активизируются все отделы мозга, совместно функционируют правое и левое полушария.
Эффект Моцарта
Источник фото
Впервые о значительном влиянии музыки на мышление заговорили в 90-х годах прошлого века. В Калифорнийском университете было проведено исследование, в рамках которого студенты должны были пройти тест на интеллект. Одна группа перед началом выполнения заданий в течение 10 минут прослушивала произведение Моцарта («Соната для двух фортепиано ре-мажор»), другая – занималась своими делами. Результаты эксперимента выявили, что у первой группы испытуемых результаты теста были выше, чем у представителей второй группы. Ученные пришли к выводу, что прослушивание музыки Моцарта позволяет повысить умственные возможности, активизировать мозг. Этот феномен получил название Эффект Моцарта.
Проведенное исследование вызвало целый шквал критики. Многие ученые, желая опровергнуть существование эффекта Моцарта, ставили схожие эксперименты, заставляя своих испытуемых слушать классическую музыку. Но каждый эксперимент подтверждал, что простое прослушивание произведений Моцарта перед занятием какой-либо умственной деятельностью повышает ее результативность. Позже ученые ставили эксперименты, используя классическую музыку многих других композиторов, — результаты были схожи.
Музыка в обучении: на что именно влияет
За прошедшие годы экспериментов с музыкой ученым удалось выяснить, что прослушивание мелодий позволяет улучшать:
- Память. Музыка активирует кратковременную память, помогая лучше запоминать только что полученную информацию. А также способствует отложению сведений в долговременной памяти.
- Концентрацию внимания. Обработка звуковых волн возбуждает участки мозка, отвечающие за внимательность.
- Речь. Музыка возбуждает речевые отделы мозга, способствуя более легкому и правильному формированию речи. Так, например, знаменитый французский (или русский :)) актер Жерар Депардье в юном возрасте много заикался. Исследовавший его врач посоветовал ежедневно в течение двух часов слушать Моцарта. В результате этих музыкальных пауз актер через несколько месяцев избавился от заикания и других речевых недостатков.
- Способности к решению временных и пространственных задач.Пространство, время и музыка воспринимаются и обрабатываются одними и теми же областями мозга. Именно поэтому воздействие одного из этих раздражителей (мелодии) позволяет активизировать обработку других и улучшить способности к решению связанных с ними задач.
- Счетно-арифметические навыки. Музыка тесно связано с математическими способностями.
- Моторную координацию. Восприятие ритма и чувство темпа тренируют чувство равновесия, развивают все моторные навыки человека, в частности мелкую моторику рук.
«Сейчас тебе сыграю, и сразу вспомнишь, как решать!» Источник фото
Какая музыка поможет в обучении
В зависимости от жанра музыка может оказывать различный эффект на настроение человека. Не секрет, что громкая рок-музыка возбуждает, придает сил и энергии, в ряде случаев даже вызывает агрессивные настроения. Тихая и спокойная музыка, приближенная по своему звучанию к природным звукам (шелест листьев, шум воды и пр.), напротив, успокаивает и часто используется для релаксации. Для улучшения интеллектуальных навыков также необходима особая мелодия.
В большинстве экспериментов использовалась классическая музыка (Моцарт, Рахманинов, Бетховен, Бах, Чайковский). Ее положительное влияние неоспоримо. Но бывает так, что некоторые произведения великих композиторов вызывают негативные эмоции и ассоциации. Поэтому важно подобрать свою музыку. Вот несколько признаков такой музыки:
- Нравится, вызывает положительные эмоции. «Правильная» музыка воспринимается легко и с удовольствием, поднимает настроение. Если ребенок категорически отказывается слушать какую-либо музыку, не нужно заставлять его делать это. Негативный настрой может вызывать отрицательный эффект, тормозить мыслительную деятельность. Предложите ребенку самостоятельно выбрать свою мелодию.
- Имеет оптимальные ритм, темп и громкость. Мелодия не должна быть монотонной, слишком громкой иди тихой. Необходимо подобрать звучание, в котором будут сочетаться подъемы и спады. Музыку должно быть хорошо слышно, не напрягая слух. При этом громкость не должна быть чрезмерной. Рекомендуется подобрать уровень звука, совпадающий с громкостью голоса человека в тихой обстановке.
- Успокаивает или возбуждает (в зависимости от типа темперамента).Если школьник легко возбудим и ему сложно усидеть на месте, рекомендуется подобрать спокойную мелодию. Если же ученик долго не может включиться в работу или испытывает затруднения с быстрым переключением между различными видами деятельности, можно использовать мелодию с чуть ускоренным темпом. Однако в этом случае не рекомендуется применять очень быструю и громкую музыку, способную напугать ребенка, вызвать негативные эмоции или раздражение.
- Приближена к тембру голоса человека. Музыка Моцарта оказывает положительный эффект во многом потому, что ее ноты очень схожи со звучанием голоса человека. Но не только она обладает таким свойством.
- Не раздражает, подходит для фонового прослушивания. Музыка должна быть плавной, без резких переключений интенсивности и ритма. Не рекомендуется использовать песни, так как слова могут отвлекать, переключать мозг на выполнение другой задачи – обработку смысла. Идеально подойдет инструментальная музыка или “минусовка” любимых песен.
Подбери свою музыку! Источник фото
Продолжительность положительного эффекта
К сожалению, эффект от прослушивания музыки краткосрочный. Мозг наиболее активен в течение 15-20 минут после завершения прослушивания. Поэтому рекомендуется включать музыку регулярно и особенно часто делать это перед мероприятиями, требующими максимум мозговой активности. Очень помогает прослушивание в период подготовки к экзаменам, перед контрольной работой или собеседованием.
Советы по прослушиванию
Важно не только подобрать «правильную» мелодию, но и «правильно» прослушивать ее.
- Рекомендуется слушать музыку регулярно. Один или несколько раз в день. В период важных мероприятий (экзамены, диктанты и контрольные работы, исследовательская деятельность и т.д.) необходимо увеличивать частоту прослушивания.
- Минимальное время прослушивания – 10 минут. По возможности нужно его увеличивать. Положительное действие на мышление и обучение музыка окажет даже после регулярного двадцатиминутного прослушивания перед сном.
- Наибольший эффект будет наблюдаться во время или сразу после прослушивания музыки. Именно поэтому рекомендуется всегда носить с собой наушники, чтобы иметь возможность «подзарядиться» перед «мозговым штурмом». Если ситуация позволяет, включайте музыку в фоновом режиме. Например, это отличная помощь школьнику при выполнении домашнего задания.
Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию ребенка. Но даже простое прослушивание мелодий, особенно в сочетании с другими упражнениями, позволяет значительно улучшить интеллектуальные навыки и повысить обучаемость.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
28 августа 2015