Учительские и родительские жалобы на то, что дети стали меньше читать, уже давно стали общим местом. Винить в этом принято гаджеты, компьютерные игры и всевозможные развлечения, с которыми книгам действительно сложно конкурировать. Однако — к счастью или к огорчению родителей, — проблема не всегда в гаджетах. Иногда сложности с чтением вызваны дислексией — специфическим расстройством, довольно часто встречающимся среди школьников. Об особенностях этого расстройства, его влиянии на учёбу и возможностях коррекции мы поговорим сегодня, а о личной практике расскажет преподаватель Ассоциации репетиторов Дарья Игоревна.
Зачем нам это
Первое предложение в тексте о дислексии на русском языке должно звучать так: “Послушайте!”. Дислексия — расстройство, встречающееся повсеместно, часто (по разным данным, ей страдают от 8 до 14% людей) и неизменно досаждающая детям, учащимся в общеобразовательных школах. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться детям-дислексикам, можно прочитать, например, на странице проекта «Детство дислексика в России. Реалии XXI века«: в каждом родительском письме — описание издевок преподавателей, отказывающихся принимать во внимание особенности ребёнка.
Источник фото
Широкая распространённость среди детей, увы, почти никак не компенсируется поддержкой со стороны учителей: о дислексии знают мало, чаще вообще не знают, и все сложности, ею вызванные, предпочитают списывать на лень, нежелание учиться, внутренний протест или просто плохое воспитание. Хорошая новость: чаще всего это расстройство можно выявить в довольно раннем возрасте. Ещё одна хорошая новость: с ним можно работать у логопеда, и далеко не безрезультатно.
Словарное определение
Итак, что же такое дислексия? В психоневрологии этим словом называют нарушения чтения. Существует также дисграфия — нарушения письма, часто они идут рука об руку. При этом нарушений умственного развития у ребёнка, страдающего от этих расстройств, чаще всего не наблюдается, что, по всей видимости, и заставляет учителей наклеивать ярлыки вроде “плохо старается” или “лентяй”. Тем не менее, обнаружить симптомы дислексии довольно просто. Дети-дислексики:
- допускают ошибки при чтении
- пропускают звуки (или добавляют ненужные)
- искажают звучание слов
- меняют местами буквы в словах
- пропускают начальные слоги слов
- стабильно медленно читают
Кроме того, они зачастую не могут чётко определять на слух некоторые звуки и использовать их в собственной речи и при чтении/письме. Чаще всего речь о близких по звучанию “Д-Т”, “К-Г”, “Б-П”, “С-З”, “Ж-Ш”.
Источник фото
Дисграфию заметить ещё проще — достаточно методично просматривать домашние работы/диктанты вашего ребёнка по русскому языку. Характерные признаки дисграфика:
- пренебрежение заглавными буквами, знаками препинания
- очень неразборчивый почерк
- в средних и старших классах — короткие фразы из малого числа слов
- грубые ошибки в словах (слитное написание предлогов, раздельное — приставок, неумение передать мягкость согласного)
- путаница в буквах со схожими очертаними — “З-Э”, “Р-Ь”
- неверное начертание букв (лишние палочки в “Ш”, недописанный крючок в “Щ”)
- очень медленная скорость письма
Все эти ошибки специфичны и типичны, то есть, встречаются комплексно. Если вы обнаружили у ребёнка один или два из перечисленных симптомов, это ещё не повод бить тревогу.
Предпосылки и причины
Разумеется, причины появления дислексии у всех индивидуальны. Подробный механизм их возникновения — тема для отдельной беседы, изобилующей специальными терминами, поэтому мы постараемся ограничиться информативным, но кратким объяснением.
В научении письму и чтению участвуют сразу несколько анализаторов (сенсорных систем) — речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный. Процесс перешифровки того, что мы воспринимаем на слух, в письменный текст, окончательно формируется только к 10-11 годам, и для хорошей работы этого механизма необходимо, чтобы хорошо были сформированы все стороны речи.
Если у ребёнка нарушен речевой слух, то читать и писать ему будет научиться непросто: нечётко звучащая речь не способствует её распознаванию. Так что проблема с речевым слухом — одна из главных причин нарушений у дислексиков. (Обратим внимание, что при этом музыкальный слух может быть развит прекрасно.) Логопеды отмечают, что в группе риска дети, которых называют “мямлями”: от нечёткого артикулирования бывают нечёткие ответные реакции, чреватые ошибками в речи и письме.
В той же группе причин — недостаточное развитие так называемого зрения на буквы. Речь не об успешно пройденном тесте в кабинете офтальмолога, а об умении соотносить очертание буквы с обозначаемым ею звуком. Эту проблему легко понять тем, кто когда-то учил восточные языки и заново осваивал алфавит (например, деванагари): для того, чтобы усвоить, что скрывается за каждым значком, нужно потратить немало времени и усилий.
На появление дислексии и дисграфии также влияет неравное развитие полушарий мозга. В подавляющем большинстве случаев центр речи находится в левом полушарии, в то время как правое отвечает за символическую часть. Поэтому, в частности, дети-дисграфики зачастую демонстрируют выдающиеся успехи в рисовании.
Источник фото
Нельзя не сказать и о наследственном факторе. Генетическая предрасположенность к недосформированности мозговых структур нередко передаётся по наследству, поэтому, если у родителей были проблемы с чтением и письмом в школе, есть вероятность, что аналогичные проблемы будут и у их детей. Нарушения чтения обычно бывают заметны уже ко второму классу школы.
Наконец, ещё одна причина — двуязычие в семье, неизменно сказывающееся на способностях ребёнка к овладению письменной речью. В последние несколько десятилетий эмиграция стала привычным явлением, так что дети, овладевающие новым языком, сталкиваются с трудностями гораздо чаще.
Кстати, хорошие новости для родителей девочек: у них дислексия встречается в 3-4 раза реже, чем у мальчиков.
Диагностика и лечение
Обнаружить дислексию и дисграфию не так сложно, если регулярно обращать внимание на школьные успехи ребёнка. Дислексики могут не иметь никаких проблем с математикой и другими предметами, демонстрируя недюжую сообразительность, поэтому главный тревожный сигнал — плохие оценки по русскому языку и нелестные отзывы учителя.
Разумеется, самостоятельно диагностировать дислексию не получится, для этого необходима помощь логопеда. Ничего не стоит спутать специфическое расстройство с отсутствием мотивации к учёбе в целом.
“В моей школьной практике были дети, которые с трудом читали даже в старших классах, однако родители не видели в этом никакой проблемы, поэтому проблема не диагностировалась и невозможно точно сказать, что речь шла именно о дислексии, — говорит Дарья Игоревна, выпускница Московского педагогического государственного университета. — Такие дети имели низкую успеваемость по всем предметам, ничего не читали, при письме допускали огромное количество ошибок”.
Источник фото
Если же дислексия была диагностирована у врача, первое, что нужно сделать, — убедиться, что педагог в курсе этой проблемы и вполне понимает, о чём речь. Вполне вероятно, что врач проинструктирует вас, как правильно выполнять корректирующие упражнения дома. Вне зависимости от того, какими они будут, родителям важно помнить несколько вещей, которые сильно помогут ребёнку:
- Ни в коем случае не проверяйте ребёнка на скорость чтения. Единственное, чего можно добиться этими проверками, — качественный невроз.
- Предпочтите качество количеству. Большие диктанты — нет, упражнения на развитие речевого слуха — да. Принцип “чем больше, тем лучше” тут не работает.
- Не давайте ребёнку-дисграфику упражнения с ошибками, которые нужно исправить.
- Забудьте о наказании и ругани в качестве “поощрения” за ошибки. Вообще, эмоции на время работы с ребёнком лучше в буквальном смысле собрать в кулак: лучшее, что вы можете сделать в качестве помощи вашему школьнику, — создать атмосферу спокойствия и уверенности. Как раз их ему так сильно не хватает в школе.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: