Меня зовут Михаил Ланцман, я руководитель сети курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Lancman School. На данный момент у нас более 40 филиалов только в Москве и Подмосковье, филиалы в других городах России. Но начиналось все с моего частного репетиторства. На примере своей истории хотел бы рассказать, как репетитор может вырасти в предпринимателя. 

Прошу читателя правильно отнестись к данной статье. Конечно же, преподаватель в первую очередь должен любить детей и любить свое дело. Развиваться профессионально - прежде всего, работать над тем, чтобы ученики добивались поставленной цели. Но любому человеку требуется рост - профессиональный и зарплатный. И здесь я предлагаю репетитору посмотреть на то, как он может повысить уровень своего дохода. 

Так что если вы не репетитор или преподаватель, то не обращайте внимание на данную статью. 

А теперь к делу. 

Для начала скажу: совершенно очевидно, что репетитор очень сильно ограничен в своих возможностях. Он может принять только на свой предмет, только в своем районе, только в свободное время. Ну, или уходить в онлайн. 

При этом ваши ученики, если вы репетитор, могли бы заниматься у вас и другими предметами, они могли бы рекомендовать вас и их друзья также приходили бы к вам на разные предметы. У этих учеников есть младшие и старшие братья и сестры. Вобщем, в сумме это немаленькая клиентская база. Но вы репетитор, вы ведете лишь свой предмет. Как же вы, как репетитор, смогли бы вырасти? 

Итак, вот мои стадии роста. 

1. Стоимость занятий

Я занимался с одним ребенком, его родители были довольны занятиями со мной: ребенку нравится, в школе оценки стали выше. Мама ученика в какой-то момент у меня спрашивает, может ли она поделиться моим контактом со своей знакомой - им тоже нужна была помощь по школьной программе по математике. Таким образом у меня постепенно заполнялся график. Когда у меня уже было 7 или 8 занятий в неделю с учениками, я понял, что пора повышать стоимость занятий. Цена за занятие у меня сначала составляла 1000 рублей, потом 1500… Так за несколько лет стоимость занятий у меня выросла до 3500-4000 рублей за 2-часовое занятие. 

И таким принципом формирования стоимости своих занятий я в дальнейшем продолжал пользоваться. У меня забита половина графика занятиями - я повышаю стоимость. Наступает новый момент, когда у меня остается мало времени и я понимаю, что готов к еще одному повышению цены - я начинаю называть более высокую стоимость. Подход, основанный на спросе и предложении. Иногда это вызывает непонимание со стороны родителей, которые не понимают, как стоимость занятий с ребенком может быть такой большой. Помню, как одна мама потенциального ученика мне написала: даже не думала, что стоимость занятий с 6-классником может быть такой огромной! 

Но важно, чтобы и вы понимали, и можно это доносить до родителя: вопрос того, как вы оцениваете свое время? Если вы считаете, что ваш час стоит 3000 рублей, то двухчасовое занятие с каким угодно ребенком будет стоить 6000 рублей. Вопрос не возраста ребенка или сложности материала, а вопрос вашего времени и опыта. 

Кстати, часто встречаю такую же позицию и у репетиторов. Они говорят примерно так: ну нет, больше такой-то цены я брать не могу, это не стоит того. 

Если у вас в графике негде яблоку упасть, то нужно повышать стоимость занятий. Таким образом вы будете и какое-то время на неделе держать свободным, и зарабатывать больше. 

2. Объединение в группы

Следующим этапом роста для репетитора может стать объединение ребят в группы. Таким образом вы можете увеличить вашу пропускную способность. Если индивидуально, ходя по ученикам или принимая их дома, вы можете обучать одновременно не более 10-12 учеников, то в группах вы можете уже обучать до 20-25 учеников (хотя это и очень непростая задача, и уже рекламный бюджет). Конечно, с каждого ученика в группе вы будете получать меньше, но суммарный доход может прилично вырасти. 

Но дома группу обучить невозможно, поэтому вам необходимо будет снять аудиторию. Мы достаточно быстро пришли к этому этапу. Мы с братом участвовали как волонтеры в школе, которая, кстати, позже стала школой Lancman School, но тогда это был социальный проект. И на базе этой школы мы начали проводить занятия по математике и физике. Вполне естественно у нас появилась синергия: мой брат был физиком, я математиком. Соответственно, один ученик, пришедший к нему на физику, мог потом заниматься у меня математикой. Тоже самое и в обратную сторону. На самом деле, без такой синергии этот этап не очень выгоден. Чтобы набирать такое количество учеников уже нужны рекламные бюджеты, аренда, появляются новые статьи расходов. Именно поэтому мы быстро пришли к следующему этапу - курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

3. Курсы

Ученику, пришедшему к нам на физику и математику, нужно было сдавать и русский язык. Кто-то из пришедших учеников хотел сдавать еще обществознание, историю, английский, химию или биологию. Именно поэтому, мы стали подбирать преподавателей сначала среди знакомых, которые могли бы проводить уже в наших аудиториях занятия с группами. Таким образом, мы не только зарабатывали со своего частного репетиторства или с групп, которые сами вели. Но и на группах по другим предметам, тем самым увеличивая средний чек с каждого ученика. Таким образом, если мы платили ту же сумму за привлечение клиента, теперь мы зарабатывали с него в 1,5-2 раза больше. 

Еще одним характерным выводом для данного этапа стало решение уменьшать преподавательскую нагрузку и больше заниматься управлением и масштабированием. Кстати, это было непросто. Ведь все любили как репетитора именно меня, приходили на мое имя. Да и на частном репетиторстве я очень неплохо зарабатывал. Но если вы хотите развивать свой учебный центр, необходимо уделять много времени управлению. 

И немало частных репетиторов, видя такую перспективу развития вполне естественной, именно так и стали развиваться, зачастую пропуская второй пункт. Кстати, и некоторые наши преподаватели на курсах тоже стали открывать свои курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School. И с одной стороны, я очень рад за них, за их развитие. С другой стороны, я невероятно рад, что они, работая у нас, захотели дальше идти вместе с нами. 

Конечно, это мой путь развития и роста. И также вы можете пойти в онлайн-обучение или вообще оставаться классным репетитором, который будет заниматься обучением ребят и развиваться на этой стезе. Просто нужно отдавать себе отчет, кем вы хотите быть через 10-15-20 лет? Задайте себе этот вопрос и, отталкиваясь от ответа, решайте, куда вам развиваться. 

Если же вы хотите открыть курсы ЕГЭ, то по промокоду «ассоциация репетиторов» вы можете получить у нас скидку 50 тысяч рублей на покупку франшизы курсов: lancmanschool.ru/franshiza

С уважением, Михаил Ланцман

Мудрая сова 14 июня