В комедийной киноновелле Леонида Гайдая «Наваждение» тетрадь с конспектом до такой степени загипнотизировала главных героев, что они поначалу даже не обратили друг на друга внимания. Мы попросили экспертов, преподавателей Ассоциации Репетиторов, рассказать, действительно ли хороший конспект фактически гарантирует сдачу экзамена, а также поделиться советами о том, как правильно вести записи на занятиях.
Многие из нас помнят, что одним из самых надежных способов подготовиться к экзамену было написать так называемые «бомбы»: развернутые ответы на вопросы на отдельных листах бумаги. Их прятали где-нибудь на себе (например, во внутреннем кармане пиджака) и, улучив момент, выкладывали на стол и делали вид, будто только что воспроизвели материал по памяти. При этом, как ни парадоксально, сама «бомба» уже особой роли на экзамене не играла: в процессе подготовки хитроумного плана студент и так запоминал все, что нужно.
Наш мозг устроен так, что в памяти лучше откладывается не тот текст, который мы прочитали или услышали из уст преподавателя, а тот, который мы записали, даже не будучи при этом его непосредственным автором. Да, если просмотреть чужой качественный конспект, это тоже принесет пользу, но гораздо больше все равно выигрывает тот, кто его делал.
«Хороший конспект действительно способен стать основой не только успешной сдачи экзамена, но и формирования своей системы знаний, - считает Мария Александровна, преподаватель химии и биологии. – Дело в том, что существует очень много учебной литературы (по крайне мере, по химии и биологии), в которой одна и та же тема может быть подана по-разному. Где-то она раскрыта очень хорошо, а где-то ее вообще нет. Конспект – это уникальная возможность структурировать, отобрать и систематизировать материал для изучения, ориенируясь на себя и свои потребности. Он может быть сделан с множеством запоминающихся картинок, схем, таблиц – ярких, а порой и смешных. Такие приятные детали могут повысить интерес человека к предмету, сделать материал нагляднее и проще.
При составлении конспекта возникают вопросы, которые «не теряются», непонятные слова или выводы можно подчеркнуть. Конспект – это возможность исправить ошибки, возникающие при решении домашних заданий или контрольных, на коллоквиумах и зачетах или в процессе повторения пройденного. Конечно, он также подходит для быстрого сохранения информации и возвращения к ней: записи можно делать и в заметках на смартфоне, с помощью голосового управления».
Конспекты непригодны для школы?
Интересно, что в школе ученики также часто фиксируют знания в письменной форме: выполняют классные и домашние задания, пишут сочинения, решают задачи. Но вместе с тем практически не ведут конспектов, хотя некоторые предметы – например, история – вполне к этому располагают. Разумеется, дело тут вовсе не в том, что до определенного возраста человек якобы не способен усвоить знания таким образом: проблема в ригидности системы образования.
«Обычно слово “конспект” ассоциируется со студенческой скамьей, - говорит Дарья Ивановна, преподаватель русского языка и литературы. - Многие из нас могут припомнить огромное количество разных анекдотов о конспектах или связанных с ними баек из своей собственной жизни. Когда мы учились в университетах, конспект мог стать либо нашим спасителем, либо поводом для нервного срыва, потому что на кону были счастливо закрытая сессия и небольшая, но все-таки радующая стипендия. Именно поэтому школа не ассоциируется с конспектами: там они не играют такой важной роли. Однако это нисколько не умаляет значимости таких информационных записей: школьникам также необходимо научиться приводить в краткую и при этом предельно исчерпывающую формулу огромный и, порой, совершенно разрозненный текст. Умение видеть главное и способность выразить его в максимально сжатой форме поможет в итоге обрабатывать немыслимые объемы информации».
Конспект – не атрибут какой-то конкретной социальной группы или образа жизни, а тем более – образа мышления. Это в первую очередь инструмент фиксирования информации, который пригоден для использования любым человеком, вне зависимости от его возраста или рода занятий.
«Конспект может помочь школьникам в обучении, сделать предмет легче, - уверена Мария Александровна. - Необходимо только вовремя сообщать ученикам круг воросов, которые будут рассматриваться, и примерный план ответа на них. Ребята иногда не знают, что они должны писать после того, как вытянут билет на школьном экзамене. Причем происходит это по разным причинам: кто-то болел, кто-то не записал классную работу. А учебников много – или, наоборот, учебник один, и полной, исчерпывающей информации он не дает».
Как правильно вести конспекты: советы от экспертов
«Cуществует очень много подходов к тому, как вести конспект, и всегда можно найти какой-нибудь новый способ, позволяющий улучшить «сохранение» знаний, – считает Мария Александровна. – Мне особенно эффективными кажутся следующие:
1) Составить примерный план: нужно понять, как стоит изложить материал, нащупать опорные точки;
2) Выделять основные определения, правила, выводы;
3) Если можно нарисовать таблицу для сравнения, схему, картинку – стоит это сделать, даже если рисовать толком не умеешь;
4) Подвести итоги и выделить основные положения конспекта;
5) Обозначить оставшиеся вопросы, выявленные противоречия, пожелания к дополнению.
6) Желательно вести конспект в электронном виде – так его можно всегда исправить, переслать, дополнить, привести ссылки на другие источники, видео».
У нашего второго эксперта тоже есть несколько советов:
«Каждый человек делает записи тем способом, который ему наиболее удобен, поэтому говорить об универсальных стандартах ведения конспекта трудно, - считает Дарья Ивановна. - Мне бы не хотелось также останавливаться на традиционных постулатах о том, что конспект должен быть сжатым и информативным. Я поделюсь своими наблюдениями и выводами психологов, которые, возможно, кому-то помогут:
-
Если текст пишется вручную – он должен быть написан так, чтобы даже через двадцать лет вы смогли разобрать свой собственный почерк;
-
По возможности, прибегайте к разного рода спискам, маркированным элементам, таблицам: это позволяет лучше структурировать информацию.
-
Будет прекрасно, если в вашем тексте будут различные цветовые выделения, подчеркивания, подштриховывания: это, кроме всего прочего, поднимает настроение.
-
И еще одно старое правило: если можешь нарисовать – нарисуй. Наш мозг устроен так, что картинку он запомнит в считанные секунды, так что мы просто обязаны использовать по максимуму это свойство нашей памяти.
В целом, этих нехитрых правил, на мой взгляд, будет уже вполне достаточно для создания эффективного и качественного конспекта».
Влияние новых технологий
Конспекты – бесспорно, достаточно эффективный метод структуризации информации, и, если взять на вооружение советы наших экспертов, можно вполне успешно им пользоваться и, как следствие, благополучно сдавать экзамены. Ну, или фиксировать на бумаге рабочие данные, к которым нужно будет вернуться спустя какое-то время.
Но в наши дни ситуация как всегда осложняется вопросом о влиянии на этот понятный и распространенный паттерн новейших технологий. Если еще десять-пятнадцать лет назад практически все вокруг носили с собой органайзеры, чтобы составлять в них расписание встреч на неделю и списки продуктов, то теперь все больше людей предпочитают использовать для этого заметки в смартфоне или удобные, специально разработанные приложения. Неужели конспекты все-таки нужно продолжать писать по-старинке, от руки?
«Ведение конспекта во время занятий – очень распространенное явление. Конспекты были и у нас, и у наших родителей, их ведут и современные студенты, - рассуждает Дарья Ивановна. - Это одна из учебных реалий: делать записи во время занятия или урока, чтобы не забыть полученную информацию. Из этого мы, разумеется, можем сделать вывод, что конспект – вещь необходимая и естественная. Однако это вовсе не означает, что ведение записей или внесение пометок – наиболее действенный способ усвоения знаний. В современном обучающем процессе многие постепенно начинают отказываться от любых видов конспектов: как от рукописных, так и от печатных.
Это связано с появлением разного рода приложений, программ, которые помогают конструировать и формировать полученную информацию более удобными и, главное, эффективным способами. Приведу в пример хотя бы современные майнд-карты или флеш-карты. На мой взгляд, это действительно более эффективно, чем делать длинные конспекты. Но, так или иначе, любой хорошо сформулированный и ясно выраженный вид информации – основа для успешной сдачи экзамена».
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: