В конце ноября 2015 года британская компания Ofcom опубликовала исследование, согласно которому только треть подростков от 12 до 15 лет может распознать разницу между рекламой и поисковыми результатами Google. Отсутствие медиа-грамотности говорит о том, что многие современные дети и подростки не умеют анализировать источники информации и критически мыслить. Но ведь этот навык важен не только для работы с интернет-пространством; он важен, в первую очередь, для успешного образования, построения карьеры и решения любых жизненных вопросов. Сегодня при помощи преподавателей Ассоциации разбираемся, что такое критическое мышление, как его можно развить и наконец научиться думать своей головой.
В чем наш пробел
Современные российские школьники мало чем отличаются от своих европейских ровесников: они не умеют читать географические карты, с трудом связывают разные события в одну логическую цепочку и не умеют правильно задавать вопросы. По словам Людмилы Петровны, преподавателя Ассоциации репетиторов, часто виной тому — российская школьная программа, которая не предполагает развитие навыка критического мышления:
- «Школа должна заниматься развитием критического мышления обязательно, чтобы научить детей ориентироваться в окружающей жизни. Но детей этому не учат: школьники больше концентрируются на заучивании, потому что того требуют учителя. Что касается самой программы, то такая задача — научить школьников критическому мышлению — не заложена однозначно. Это кстати мало отличается от старой советской системы».
Старая советская система, в свою очередь, в принципе не предполагала развитие критического мышления. Основная задача у нее стояла другая: формирование советского гражданина, поддержание его коммунистических взглядов и веры в обязательное торжество социалистической системы. Соответственно все развитие сферы образования отвечало этой идеологической установке.
- После Октябрьской революции основным препятствием формирования советского гражданина была безграмотность.
- Победив безграмотность, в 30-40-ые годы государство уже делало упор на воспитание профессиональных рабочих кадров и на создание технических училищ.
- После Второй мировой войны главным вызовом было восстановление экономики и производства, и параллельно с этим — переквалификация военных.
- А в начале 80-х основной целью стало повышение качества образования для повышения конкурентоспособности страны на мировом уровне. Среди прочего — начальную школу продлили до 4 классов, ввели преподавание информатики и “основ производства и выбора профессии”, а первое сентября официально назвали “Днем Знаний”.
- Отход от идеологии и переход к светскому характеру образования произошел только после распада СССР и с принятием в начале 90-х закона “Об образовании”.
Конвейерный дух образования соответственно сказывался на школьной программе и на навыках, которые она развивала. Так, в своем комментарии социально-культурному проекту “Последние 30” научный руководитель Института образовательной политики “Эврика” Александр Адамский отмечает:
- «Из-за замкнутости страны образование было предназначено для внутреннего потребленя. А правила экономики, политики, культуры, социальной сферы в СССР были четко сформулированы и менялись очень медленно. Поэтому школа воспитывала инженерный тип мышления — дали тебе алгоритм, заучи и работай по нему».
Задача преподавателя
С другой стороны, преподаватель Ассоциации репетиторов, Марина Владимировна, отмечает, что в любой системе многое будет зависеть не столько от программы, сколько от самого преподавателя:
- «Как в советской школе, так и в современной российской все в итоге зависит от преподавателя. У меня в университете на курсе был потрясающий преподаватель, который уже тогда, в советские годы, смог увлекательно рассказать и про плановую, и про рыночную экономику. Он нас вырастил думающими студентами. Поэтому я сама, как преподаватель, была готова к перестроечным временам, для меня они не стали шоком. В российском обществе во всем существует большое неравенство, это же касается и школ. Есть школы, так называемые прогрессивные, где развитие таких навыков ставится в ряд основных задач. Но есть также и школы, где единственная задача — зазубривание материала. Поэтому конечно уровень развития критического мышления у детей напрямую зависит от самого преподавателя и того, как преподаватель понимает свое предназначение».
По словам Марины Владимировны, преподаватель должен осознавать, что критическое мышление, в первую очередь, готовит школьников ко взрослой жизни. Это означает, что они не только ориентируются в разных источниках информации, но также умеют оперировать фактами и выстраивать свое собственное мнение, всегда открыты к саморазвитию и умеют критически относиться как к чужому, так и к своему мнению. Последнее учит школьников быть более толерантными друг к другу.
Источник фото
Как включить голову
Для развития навыка критического мышления, во-первых, надо научиться работать с информацией — надо понимать, где и как ее находить. У большинства современных детей есть доступ в интернет, а в некоторых случаях не только через компьютер, но при помощи сразу нескольких средств — и через телефон, и через планшет и через планшет папы, если свой разрядился. В этой ситуации важно привить школьнику понимание достоверных источников информации и надежных ресурсов. К примеру рассказать, что статистику рождаемости в России стоит все же брать не с Википедии, а с сайта Федеральной службы государственной статистики. Марина Владимировна при этом отмечает, что было бы ошибочным вырабатывать у детей недоверие к интернету: надо просто научить их им пользоваться.
Во-вторых, критическое мышление предполагает способность анализировать полученную информацию. К примеру, не доверять каждой картинке с Брюсом Ли и философской цитатой, а подумать, почему одна и та же цитата появляется в ленте постоянно, то с его фотографией, то с фотографией Линкольна, то Карлсона. В целом вопрос “почему” очень поможет в этом деле: чем чаще его себе задавать, тем полезней.
В-третьих, критическое мышление также означает способность выстраивать собственное аргументированное мнение. В этом поможет участие в дискуссиях или сочинения на свободную тему. Марина Владимировна рассказывает, что по окончании определенной темы ученики на ее занятиях по предмету обществознания обязательно пишут свободное сочинение:
- «Если мы заканчиваем тему Экономика, то ученики должны в свободной форме расписать экономическую систему в их воображаемой стране. Заканчиваем тему Политология — пишут про политическое устройство. В конце года задача усложняется, потому что тогда им приходится описывать всю ситуацию комплексно и мыслить междисциплинарно. Есть примеры, когда дети действительно способны выдавать необычные суждения. К примеру, в начале 90х у меня в классе был очень интересный мальчик. В сочинении по экономике он написал, что экономика это семья, и расписал важность семейных ценностей для достижения стабильного развития. Меня тогда это очень приятно удивило: в лихие 90-ые, во время перестройки, когда никого вообще не волновали человеческие ценности, у мальчика было вот такое видение мира».
В-четвертых, развитию критического мышления будет способствовать практика анализа и разбора конкретных ситуаций (кейсов). Примеры кейсов во многих европейских школах используются междисциплинарно. На уроке языка могут разбирать социо-культурные ситуации из повседневной жизни; на уроках математики, экономики или обществознания — конкретные новости из СМИ; разбор разных кейсов также активно используется на уроках биологии в старшей школе в теме, посвященной сексуальному образованию. Решение кейсов помогает соединить теоритические знания с практикой, а также сопоставить свое мнение с мнением окружающих.
В-пятых, закрепить навык критического мышления поможет участие в открытых дебатах или наблюдение за ними. При противопоставлении двух точек зрения получается выделить сильные и слабые аргументы, понять, в чем состоит разница и сходство двух противоположных сторон. Дебаты также помогают узнать разницу между хорошим спором и истерикой с обидами, что тоже немаловажный навык в современном мире.
Источник фото
Почему это важно?
Развитое критическое мышление, как и хорошая память, важно не только в процессе обучения. Если в школе оно помогает собирать информацию (что прочитать?), то в обычной жизни оно помогает наращивать знания на уже существующую картину мира (каким газетам верить?). В школе и университете критическое мышление помогает анализировать предоставленные аргументы (быть Гамлету все же или не быть?); а в жизни оно уменьшает шансы того, что человек станет жертвой пропаганды.
Критическое мышление позволяет человеку не бояться показаться глупым и чаще задавать вопрос – почему? Российское школьное образование прививает обратную привычку – молчать, если не знаешь. В классе поощряются только те, кто знает правильный ответ, а умными признаются только те, у кого в дневнике стоит оценка «пять», а в университете в зачетке — «отлично». С отрицанием возможности свободно задавать вопрос «почему» на корню убивается любознательность, а значит и желание развиваться. А ведь именно вопрос «почему» в сторону окружающего мира помогает узнать много нового. Почему дорогу положили из этого материала за такую сумму, почему молоко подорожало, почему «Крым наш», почему бы мне не задать все эти вопросы, я ведь имею право, а если нет, то почему?
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
18 декабря 2015