Как прекрасно, когда у ребенка или взрослого есть способность самостоятельно взяться за выполнение какой-то важной деятельности и самостоятельно же ее закончить. Однако данное умение не приходит само собой, и его нужно формировать. Делать это, конечно же, лучше всего, начиная с младшего школьного возраста, но возможно и в более старшем возрасте. Опытные педагоги и психологи дают свои советы по тому, как научить ребенка работать самостоятельно.
Немного о самом понятии «самостоятельная работа»
Что же понимается под словосочетанием «самостоятельная работа»? Выполнение домашних заданий? Выполнение проверочной работы на уроке? Чтение книги, которую не задавали, но которую ученик захотел прочитать сам? Самостоятельная работа – это работа, выполняемая вне учебного заведения, но связанная с получением новых знаний и навыков. В данном контексте и домашние задания и интересная книга будут считаться формами самостоятельной работы.
Самостоятельная? Да. Работа? Нет! Источник фото
Умение работать самостоятельно очень тесно связано с интересом к обучению и получению знаний, учебной мотивацией и возрастом. Именно от этих трех компонентов при формировании данного навыка и советуют отталкиваться многие специалисты. А могут ли родители попытаться в домашних условиях приучить своего ребенка к самостоятельной работе? Да. Для этого существует ряд практических советов и приемов.
О возрасте и строгости контроля
Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок сам стремился к знаниям, а не выполнял любые задания из-под палки. Однако следует учитывать, что дети не всех возрастов готовы к этому. Так, у младших школьников еще отсутствует способность к самоконтролю, поэтому для них очень трудно самостоятельно взяться за выполнение домашнего задания. Именно поэтому начинающих учеников следует контролировать и призывать к выполнению необходимой работы. Делать это нужно мягко и без угрозы наказания, но в то же время настойчиво, чтобы ребенок осознавал, что делать это действительно необходимо.
Постепенно контроль должен ослабевать, а ребенок — получать больше свободы. В идеале ко второму-третьему классу ученики начинают выполнять работу самостоятельно и без дополнительных напоминаний. Если же данный навык не был сформирован в младшем школьном возрасте, то усиленный контроль не будет иметь такого эффекта, особенно для подростков. Для более старших учеников и взрослых применяются другие способы прививания любви к самостоятельности.
Планирование и правильный распорядок дня
Для навыка работать самостоятельно очень важным является умение планировать и правильно распределять свое время. Увы, даже некоторые взрослые не обладают этим умением. Конечно, формировать его следует как можно раньше, но и для средних/старших школьников, студентов и даже взрослых не все потеряно.
Начать следует с составления распорядка дня. Для самостоятельного обучения должно быть выделено строго определенное время, например, через 1-1,5 после возвращения с занятий. За выполнением составленного расписания нужно строго следить, допуская отхождение от него только в особых случаях. Постепенно это войдет в привычку и будет выполняться без всякого контроля.
После строгий распорядок можно заменить планированием. Здесь уже самостоятельная работа может осуществляться не в какое-то определенное время, а варьировать в зависимости от занятости. Однако запланированное действие должно строго выполняться, а не откладываться на неопределенные сроки.
Во всем должен быть смысл
Любому человеку, а особенно ребенку, трудно выполнять какую-то деятельность, в которой он не видит смысла. Поэтому очень важно этот смысл показать. Первоначально он может заключаться в получении хорошей оценки и/или похвалы, а постепенно должен сводиться к получению новых знаний/умений/навыков. Важно донести до ученика, что его самостоятельная работа поможет ему узнать что-то новое и интересное, приобрести знания и опыт, которые помогут в его дальнейшей жизни.
Потребность в знаниях – величайший стимул
Мотивация к учению и жажда знаний – одни из лучших стимулов к самостоятельным занятиям. А чтобы они появились, сначала должен возникнуть интерес. Вызвать его под силу учителю и родителям.
Правильная мотивация – залог успеха. Источник фото
Так, например, на занятиях по иностранному языку педагог может упомянуть о существовании особого молодежного языка – сленга, узнать который можно из дополнительных источников, которые находятся в библиотеке. Подобную тактику можно применять и на любых других дисциплинах, заинтересовывая учеников каким-то материалом и призывая их самостоятельно его изучить. А вот родители могут прививать интерес посредством дополнительных материалов, которые должны быть в доме (например, энциклопедии, документальные фильмы и пр.). Также отлично сработает и собственная заинтересованность взрослого в каком-то предмете – вместе всегда проще что-то изучать и осваивать.
Человек должен обладать свободой выбора
Свобода выбора – очень важный критерий для школьников более старшего возраста. Уже у подростков появляется выраженное стремление к самостоятельности, и важно направить его в правильное русло:
- Позвольте ребенку самостоятельно выбрать предмет, который его привлекает
- Не препятствуйте развитию его интересов в какой-то определенной области знания, а наоборот поддержите ребенка в этом
- Дайте возможность ученику самому выбрать время, когда он будет заниматься самостоятельной работой, если же оно будет выбрано нерационально, то не пеняйте ему на это – рано или поздно он сам поймет это и выберет более оптимальное время
- Не оговаривайте ребенка, если он долго сидит за компьютером или читает лежа книгу, конечно, если в данный момент его деятельность направлена на что-то полезное (изучение какого-то вопроса, поиск дополнительной информации и т.д.)
Оценивание деятельности и удовлетворенность работой
Чтобы навык работать самостоятельно закреплялся, он должен объективно оцениваться, как самим человеком, выполняющим эту деятельность, так и значимыми людьми. Очень важно, чтобы совершаемая работа приносила удовлетворение, как в процессе ее выполнения, так и после завершения. Для этого она должна быть интересной, соответствовать каким-то определенным целям (получение новых знаний, достижение положительного результата и т.д.), а также обязательно оцениваться. При этом важно помнить, что:
- Неуместна чрезмерная похвала и лесть. Положительно оценивать следует что-то действительно хорошее: способ выполнения работы, интересный ход решения задачи, полученный результат и т.д.
- Не нужно увлекаться критикой. Ни один человек не любит, когда его критикуют, пусть и за дело. О каких-то недостатках работы следует говорить мягко и всегда находить какие-то положительные стороны и делать на них акцент. Если объективно похвалить работу не за что и она заслуживает только критики, то можно отметить старательность, усердность, с которой она выполнялась, и т.д
«Доска похвалы» — отличный способ оценки деятельности дошкольников и младших школьников. Источник фото
Если работа будет по достоинству оценена без излишних лести и критики, то ребенок поймет важность деятельности, которую он выполняет, и не потеряет к ней интерес. При этом ученик будет стремиться выполнять работу самостоятельно просто потому, что захочет, чтобы именно его усилия получили высшую оценку.
Значимый результат – стимул для дальнейшей работы
Выполняя какую-то работу, человек хочет, чтобы она не только была оценена, но и приносила пользу. Если показать ребенку, что результаты его трудов могут быть кому-то интересны, то выполнять работу он будет вдвое усерднее. Сделать результат значимым возможно двумя способами:
- Попросить ребенка рассказать о том, чем он занимался. При этом важно выказать заинтересованность, внимательно выслушать его, отметить, что из рассказа ребенка вам удалось узнать много нового и интересного, поблагодарить его.
- Попросить ученика подготовить доклад/сообщение/реферат и пр. по изученной самостоятельно теме. Здесь очень важна роль учителя, который может дать возможность ребенку рассказать о своей работе классу, оценить эту работу и отметить ее важность и интересность.
Очень важным при этом также остается принцип объективности: похвала должна быть по существу, а критика – минимальной.
Конспектирование как способ научить учиться
Самостоятельная работа подразумевает не просто механическое выполнение и закрепление каких-то навыков, но и умение получать новые знания. Если человек может работать самостоятельно, но не извлекает из этого для себя никакой пользы, то данная деятельность теряет всякий смысл. Поэтому очень важно научить ребенка не просто самостоятельно работать, но и самостоятельно получать знания. Хорошим способом для этого является конспектирование.
Выписывая важные мысли из какого-то материала, ребенок будет учиться видеть главное, докапываться до сути, выделять значимые моменты. Важно чтобы эта работа объективно оценивалась и обсуждалась. Идеальной будет являться схема, когда ребенок самостоятельно выполняет конспект, показывает его родителю/учителю/репетитору, а потом они обсуждают его и делают работу над ошибками, если это требуется.
Научить работать самостоятельно вполне возможно, если предоставить для этого подходящие условия. Распорядок дня и планирование, интерес, объективное оценивание и показание значимости проделанной работы станут отличными стимулами для закрепления и окончательного формирования навыка. При этом помните, что нельзя отвлекать ученика, который занят выполнением домашней работы или изучением интересной темы. Посуда, мусор и другие домашние обязанности могут подождать, иначе ребенок постепенно придет к выводу, что его самостоятельная работа не важна и перестанет ей заниматься.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
22 января 2015