Умение хорошо отвечать у доски – это тоже искусство, которое развито только у малой части школьников. Остальные же часто теряются, отвечая перед классом, волнуются так, что забывают выученный материал, боятся и отказываются выходить или же просто ведут себя очень робко. А ведь способность уверенно отвечать у доски является частью способностей выступать перед аудиторией, быть коммуникабельным и уверенным в себе, которые пригодятся как для эффективного обучения в школе, так и для успешности в вузе, на работе и в обычной жизни. Сегодня мы поговорим о том, как помочь школьнику комфортно чувствовать себя у доски и уверенно выступать перед аудиторией.
Основные причины неудачных ответов у доски
Если школьника вызвали к доске, и он не смог решить пример или хорошо рассказать стихотворение, то это совершенно не означает, что он не знает данного предмета или не выполнил домашнее задание. Достаточно часто причиной неудачного ответа являются страх и чрезмерное волнение. Даже если ребенок долго сидел над учебниками и мог хорошо рассказать предмет дома, они могут помешать успешному ответу на уроке.
- Страх. Ученик может испытывать страх перед учителем или страх получить плохую отметку. Выяснить это можно, откровенно поговорив с ребенком, спросив о его опасениях. Также боязнь преподавателя можно распознать по тому, с каким настроением школьник идет к этому учителю, как отзывается о нем и как готовится к его предмету. Опасение получить плохую оценку будет выражаться в излишней нервозности перед уроком, при его подготовке и ответе, иногда в полном отказе выходить к доске (можно выяснить у учителя).
- Неуверенность в себе, робость. Некоторые дети отличаются излишней застенчивостью — ситуация ответа даже перед малой аудиторией (классом) становится для них весьма мучительной. Такие школьники тихо ведут себя дома и на занятиях, предпочитают отмалчиваться и лишний раз не отвечать на вопросы учителя, никогда или крайне редко выходят к доске по собственной инициативе. При ответе перед классом они могут краснеть, заикаться, путаться в словах из-за излишней нервозности, тревожности и беспокойства. Об этом можно узнать у педагогов. Схожее поведение может наблюдаться и дома, когда родители строго спрашивают о чем-то или когда приходится говорить перед большим количеством родственников и других взрослых.
- Неумение хорошо говорить. Нечеткая речь и неспособность ясно излагать свои мысли также часто становится помехой для успешного ответа у доски или выступления перед аудиторией. Это затрудняет понимание окружающими того, что хочет сказать школьник, а также может способствовать формированию неуверенности в себе и страха показаться смешным. Неумение хорошо говорить распознать очень легко: ребенок путает склонения, «проглатывает» окончания слов, неправильно связывает слова между собой, часто повторяется, выражает свою мысль очень запутанно и долго, говорит слишком тихо.
Когда вы определили точную причину неудачных ответов у доски, то уже сделали огромный шаг на пути к тому, чтобы помочь ребенку справиться с этим. Далее можно переходить к упражнениям для развития уверенного поведения перед классом или другой аудиторией, которые разделяются на три группы в зависимости от причины.
Избавление от страха
Если вам удалось выяснить, что школьник боится учителя, то в этом случае можно:
- Спросить, что именно пугает ребенка в этом преподавателе. Осмысление и озвучивание страхов уже снижает их влияние.
- Попросить ученика найти положительные и/или смешные качества данного педагога. Это поможет в дальнейшем успешно справляться со страхом, ведь ребенок будет помнить, что учитель не всегда строгий и пугающий, что он может быть хорошим или даже смешным.
- Помочь визуализировать, «выплеснуть» страх. Пусть школьник нарисует страшного учителя (вылепит из пластилина, вырежет фигурку из бумаги и т.д.), поругает его или выскажет свое недовольство. Также можно разыграть сценку: предложите ребенку роль строгого педагога, а себе возьмите роль ученика. Его задачей будет изобразить страшного учителя, а вашей — разыгрывать испуг. Страх, выраженный одним из этих способов, быстро потеряет свое влияние. Если это не помогло с первого раза, то повторите визуализацию.
Смех – один из лучших способов избавиться от страха перед учителем. Источник фото
Если причина заключается в опасении получить плохую отметку, то:
- Не наказывайте и не критикуйте ребенка за низкую отметку. Можно мягко дать ему понять, что вы расстроены, что он может учиться лучше, но при этом ничего страшного в этом нет.
- Объясните, какую функцию выполняют оценки. Плохая отметка говорит лишь о том, что в знаниях имеются пробелы, которые можно и нужно подтянуть. Предложите свою помощь в этом. Скажите, что эта ситуация вполне естественна и ничего страшного в ней нет.
Развитие уверенности в себе
Справиться с робостью и неуверенностью в себе, в целом, и при ответе у доски, в частности, помогут следующие советы, игры и упражнения:
- Похвала и участие. Хвалите ребенка как можно чаще, находя поводы для этого в его поведении в школе, дома, со сверстниками. Особо подчеркивайте его успехи и достижения. Старайтесь принимать активное участие в жизни ребенка, интересуйтесь его мнением, часто беседуйте, просите совета и помощи — всячески показывайте его значимость.
- Инициатива. Старайтесь создавать такие ситуации, в которых ребенку нужно проявлять инициативу и самостоятельность. Например, отправляйте его в магазин, давая нестрогие указания или не давая их вовсе; позволяйте самостоятельно планировать собственное время, выбирать книги и темы для изучения и докладов и пр.
- Похвали себя. Попросите школьника написать на листе бумаги все его положительные качества. После этого обсудите их все и добавьте еще несколько, подчеркнув важность и ценность каждого качества.
- Мусорное ведро. Нарисуйте в центре листа корзину для мусора и попросите сына/дочь написать вокруг этой корзины его/ее негативные качества, которые мешают успешно жить и обучаться (например, неуверенность в себе, робость, застенчивость и др.). После этого вместе с ребенком торжественно разорвите этот листок и выбросьте. Это будет своеобразным символом начала избавления от данных качеств.
- Тренировки и репетиции. Развить способность уверенно отвечать у доски можно с помощью регулярных тренировок. Первоначально это могут быть выступления перед зеркалом и/или перед куклами, мягкими игрушками и т.д. Затем аудиторию нужно увеличивать: ответы перед мамой/папой, обоими родителями, всеми членами семьи, друзьями и др. Постепенно ученик будет привыкать к выступлениям перед аудиторией и станет делать это более уверенно.
Выступление перед игрушками – отличная первоначальная тренировка. Источник фото
- Планирование. Неуверенность в себе часто соседствует со страхом показаться смешным, если при ответе что-то выйдет из-под контроля. Справиться с этим поможет элементарное планирование: при подготовке домашнего задания помогите ребенку составить примерную структуру ответа, разберите вопросы, которые может задать учитель, попросите сына/дочь прорепетировать предполагаемое выступление у доски.
- Упражнения на уменьшение тревожности и беспокойства. Сразу же избавиться от неуверенности в себе и робости может быть довольно сложно, а отвечать у доски школьнику может потребоваться в любой момент. Чтобы сделать это максимально эффективным, разучите совместно с ребенком различные техники, уменьшающие беспокойство. Например, глубокое дыхание, самовнушение («я отлично подготовился дома и смогу хорошо ответить») и др.
Упражнения для развития хорошей речи
Если проблема выступлений у доски заключается в неумение говорить, то исправить это помогут:
- Скороговорки. Это один из самых простых и эффективных способов развить умение говорить четко и правильно. При этом важно, чтобы ребенок произносил их не только быстро, но и четко (все слова должны проговариваться и быть правильными). Можно устроить что-то похожее на соревнование, когда родитель соревнуется с сыном/дочкой, кто сколько выучит скороговорок, кто быстрее и правильнее их скажет и пр.
- Отработка определенных звуков. Если у школьника западают какие-то звуки («Б», «Л», «Р» и т.д.), то предложите ему игру в слова, в которых часто встречаются эти звуки. Не обязательно использовать скороговорки – подойдут любые фразы из книг, стихотворений, устойчивые выражения и пословицы, придуманные предложения и т.д. Например, отработка звука «Ч»: четыре черненьких чумазеньких чертеночка… При этом следите за четкостью произношения и поощряйте ребенка, когда у него получается хорошо произносить звуки.
Источник фото
- Чтение стихотворений вслух. Устройте своеобразный домашний литературный вечер, на котором каждый должен прочитать свое любимое стихотворение (можно наизусть, можно по книге). Важным здесь должна быть выразительность чтения, эмоциональность, четкость произношения слов и т.д.
- Составление рассказов. Задание: из 5 слов (можно подобрать произвольно) составить небольшой рассказ на 3-4 минуты. Данное упражнение также возможно представить в форме игры или соревнования (кто интереснее составит, лучше расскажет и пр.). Это поможет развить фантазию, умение связывать слова по смыслу, умение сочинять и пересказывать, способность четко излагать свои мысли.
- Тренировки перед зеркалом, диктофоном. Для этого важно, чтобы сам ученик был заинтересован в успехе, был мотивирован. Если он согласен тренировать свою речь, то дайте задание выступать перед зеркалом и записывать на диктофон. Ответы перед зеркалом помогут лучше развить мимику и жестикуляцию, а с помощью диктофонной записи можно отслеживать ошибки в речи.
За неудачными ответами у доски могут стоять различные причины. Важно выяснить их, подобрать соответствующие упражнения и регулярно тренировать способность выступать перед аудиторией. Желание ребенка и активная помощь родителей в этом будут способствовать развитию навыка уверенно отвечать у доски, который пригодится как для эффективного обучения, так и просто для жизни.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
30 апреля 2015