Во время длительной поездки, в дождливую погоду или на даче вдали от игрушек ребенка можно занять увлекательной и полезной игрой. Интеллектуальные игры хороши своей доступностью и развивают ребенка. С их помощью время пролетит незаметно. И при этом они не требуют денежных затрат или особой подготовки.
Направленность интеллектуальных игр
Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать:
- Память. В процессе игры работает как непроизвольная, так и произвольная память – даже дети дошкольного возраста прекрасно запомнят информацию, поданную в такой форме.
- Внимание. В интересной игре ребенок максимально сосредотачивает его, стараясь не упустить из виду малейшие детали.
- Мышление. Думая над сложной, но увлекательной задачей, школьник сможет превосходно натренировать этот навык, усвоить алгоритмы решения на будущее.
- Логику. Интеллектуальные игры неразрывно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы детям младшего возраста и усовершенствовать у более старших школьников.
- Речь. Ряд игр, задействуя речь ребенка, развивают артикулярный аппарат и помогают усваивать новые грамматические конструкции.
Игра может иметь свою специфику и быть направлена на развитие только одного из этих процессов или же тренировать несколько навыков. В сегодняшней статье мы будем рассматривать мультизадачные игры. Помимо вышеперечисленных процессов они также помогут развить фантазию, творческое мышление, мелкую моторику и др.
Принципы применения интеллектуальных игр
Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:
- Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
- Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
- Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.
Игра «Обезьянка»
Обезьянничать не всегда плохо! Источник фото
Возрастная категория: дети дошкольного и младшего школьного возраста
Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений
Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».
Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.
«Какой предмет убрали?»
Возрастная категория: дети дошкольного и младшего школьного возраста
Что развивает: внимание, память, логику
Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей начальной школы – 5-9). Задача ученика – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.
Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.
«Хронологическая последовательность»
Возрастная категория: дети дошкольного и младшего школьного возраста
Что развивает: память, внимание, мышление, речь, логику
Необходимо подготовить несколько картинок по мотивам сказки. Например, к сказке колобок можно нарисовать деда и бабку, веселого колобка, зайца, волка и т.д. Можно поискать соответствующие изображения в книгах и интернете.
Далее ребенку рассказывается эта сказка, а потом дается задание – расположить картинки в хронологической последовательности, т.е. в соответствии с событиями сказки.
«Рассказ по картинкам»
Источник фото
Возрастная категория: дети младшего и среднего школьного возраста
Что позволяет развивает: внимание, логику, речь, фантазию
Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.
«Расположи в правильной последовательности»
Возрастная категория: дети младшего и среднего школьного возраста
Что развивает: внимание, мышление, логику
Ребенку необходимо расположить предметы в правильной последовательности на основе логических условий. Пример:
Зеленый круг не может стоять рядом с красным квадратом. Синий треугольник должен стоять перед зеленым кругом, но после желтого квадрата. Красный квадрат всегда последний. Желтый квадрат идет в паре с синим треугольником…
«Рамка из шариков»
Возрастная категория: школьники любого возраста
Что развивает: внимание, мышление
Задача: Представь, что у тебя есть 15 шариков. 5 из них желтого цвета, 5 –синего, 5 – красного. Тебе нужно расположить их в треугольной рамке так, чтобы рядом не было шариков одинакового цвета.
«Разгадай код и дополни»
Возрастная категория: школьники любого возраста
Что развивает: память, внимание, мышление, логику
Ребенку предъявляется ряд изображений, которые подобраны по определенному принципу. Задача – разгадать этот принцип (код) и дополнить ряд.
Например, последовательность:
Какую фигуру нужно поставить вместо знака вопроса:
Картинки из Акимова Г. Е. «SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности»
«Геометрический шифр»
Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые
Что развивает: внимание, память, логику, мышление, речь
Ребенку предлагается следующая схема:
И условия:
и т.д.
Таким образом кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать. Например:
Картинки из Харт-Дэвис А. «Удивительные математические головоломки»
«Переверни чашки»
Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые
Что развивает: внимание, мышление, логику
Перед ребенком в ряд ставится семь чашек дном вниз. За один ход можно переворачивать три чашки (не больше и не меньше). Задача: за три хода правильно поставить все чашки.
«Викторина»
Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые
Что развивает: внимание, память, мышление, речь
Перед началом игры необходимо составить ряд вопросов на общий интеллект, знания, эрудицию, сообразительность. Вопросы могут быть как с вариантами ответов (Сколько планет в солнечной системе? А) 6; Б) 3; В) 8; Г) 9.), так и без (Сколько всего в России было императоров?).
Для повышения интереса к игре можно присуждать ребенку баллы за каждый правильный ответ, а потом обменивать их на призы. Или же устроить небольшое соревнование между детьми, кто даст больше правильных ответов.
«Загадки с подвохом»
Вот это загадка… Источник фото
Возрастная категория: школьники любого возраста и взрослые
Что развивает: внимание, память, мышление, логику, речь
Существует огромное множество загадок с подвохом, разгадывать которые интересно и взрослым, и детям:
- Могут ли руки быть местоимением? Если да, то когда? (Когда они вы-мы-ты)
- Какая птица, станет самой большой в Европе, если потеряет всего лишь одну букву? (Иволга)
- Какой месяц самый короткий? (Май – всего три буквы)
- Когда черному коту войти в дом легче всего? (Когда открыта дверь)
- В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? (В феврале – короткий месяц)
Найти такие загадки можно в книгах или в интернете.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: