В глазах абсолютного большинства родителей компьютерные игры и понятие нормы находятся на противоположных полюсах. Homo ludens — не сам по себе, но в сочетании с компьютером — даёт все основания подозревать себя в выпадении из реального мира. Есть ли на то основания? Так ли всё страшно, как принято считать?
В сегодняшнем выпуске блога Ассоциации репетиторов рассказываем об игромании — и выясняем, что с ней можно сделать.
Статистика
Для начала плохая новость: да, игровая зависимость существует, и несмотря на то, что последствия её как будто бы не так разрушительны, как, скажем, пристрастие к наркотикам или алкоголизм, они есть, и они более чем ощутимы.
Статистика игромании — всегда изрядное допущение, данные расходятся от исследователя к исследователю.
Одну из самых мрачных цифр приводит психолог Гарвардского университета Мареза Орзак: по мнению учёного, от 40% до 80% всех, кто играет в компьютерные игры, страдают аддикцией.
Есть и гендерная статистика. Мужчины более склонны к интенсивному увлечению компьютерными играми, чем женщины: в среднем они тратят на компьютерные игры в два раза больше времени.
Уровень образования и возраст также влияет на склонность к игромании. Чем выше эти показатели, тем меньше человека будет тянуть к экрану.
Почему так?
Это можно понять, если взглянуть на причины возникновения аддикции.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/136723861@N07/44421662761/sizes/l)
«Начинается…»
«Компьютерные игры — это такое безопасное пространство для ребёнка, где он, во-первых, может достичь каких-то успехов, а во-вторых, имеет в целом довольно низкий шанс получить психологическую травму, в отличие от реальной жизни. «Там» едва ли на меня агрессивно отреагируют — а даже если так произойдёт, я всегда смогу ответить тем же, ничего особо не опасаясь. «Здесь» же, в общении с живыми людьми психологической опасности гораздо больше, поэтому игровая реальность часто используется (в том числе подростками) для ухода от сложного взаимодействия к более простому», — комментирует психолог Ксения Николаевна, выпускница факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Помимо безопасности и лёгких успехов виртуальная реальность предлагает и другие заманчивые перспективы — в частности, получение ярких впечатлений, которые сложно «добрать» в повседневной жизни. Кроме того, среди геймеров много тех, кто пережил различные психологичные травмы в детском и подростковом возрасте, и теперь пытаются наверстать упущенное, «доиграть».
У взрослых геймеров причиной аддикции также могут быть личные отношения, которые никак не хотят складываться. В таком случае игра становится подходящим и очень удобным способом переключиться, а заодно найти выход сублимированной агрессии.
У детей и подростков может срабатывать аналогичный механизм — с поправкой на возраст.
https://www.flickr.com/photos/gtsomething/6936734103/sizes/l)
«Очень часто компьютерными играми подменят то, чего не хватает в реальной жизни», — считает Жанна Владимировна.
«Прежде чем поднимать панику и устраивать скандал, определённо стоит понять причину бесконечных игровых «заплывов», — согласна Ксения Николаевна. — Если ребёнок очень долго занимается играми, возможно, ему не хватает компании, в которой бы он чувствовал себя уверенно, безопасно и в целом хорошо, а значит, мог бы развивать социальные навыки. А раз так, один из способов выйти из этой ситуации — найти такое место. Это может быть что угодно, от кружка рисования до школы катания на скейтборде, от курсов выживания в диких условиях до секции по плаванию. Главное — чтобы выбранное место могло стать полноценной альтернативой компьютерным играм, чтобы там по крайней мере не менее интересно, чем у экрана».
Что считать зависимостью?
Понятно, что родителя, который мало-мальски интересуется жизнью ребёнка, будет беспокоить сам вид последнего, сидящего у компьютера с увлечённым видом (если на экране не открыта страница в Википедии).
Однако есть большая разница между зависимостью и просто игрой. Не все взрослые, употребляющие алкоголь, — алкоголики, а равно и не у всех геймеров есть настоящая зависимость от компьютерных игр. Где проходит барьер?
Распознать зависимость можно по некоторым признакам. Они могут проявляться по отдельности или являться букетом, но в целом набор их остаётся устойчивым.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/patrick_foto/10470469106/sizes/l)
1. При настоящей аддикции для геймера компьютер становится центром жизни, поэтому любой разговор для него будет в первую очередь поводом обсудить происходящее в игре. Если эта тема становится единственной, на которой человек «включается», это определённо повод задуматься.
2. Традиционный и для взрослых симптом — еда без отрыва от монитора. Чтобы не отвлекаться от игрового процесса, играющий может начать обедать/ужинать прямо за компьютером. Меню, что характерно, тоже может меняться в сторону более «удобного» в приготовлении — иными словами, на смену супу довольно скоро приходят полуфабрикаты быстрого приготовления.
3. Самый популярный симптом у человека с игровой аддикцией — раздражение, испытываемое геймером, когда ему приходится отрываться от экрана (и наоборот, эмоциональный подъём при возвращении к игре). Раздражение имеет свойство выплескиваться на ближайшее окружение, поэтому, если вы регулярно слышите ворчание в ответ на призыва оторваться от компьютера и поужинать, стоит обратить на это внимание.
4. Опоздания. Аддикта отличает отсутствие контроля над временем, проведённым за компьютером. Поэтому опоздания и поздние укладывания в постель становятся нормальным явлением.
5. Наконец, из-за пристрастия к играм может нарушаться социальная адаптация. Будучи заложником виртуальных процессов, геймер постепенно утрачивает всякий интерес к тому, что происходит в мире вокруг — домашним делам, социальному окружению, учёбе, etc.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/105992864@N02/11230840385/sizes/o/)
«Часто компьютерные игры фактически становятся единственной формой досуга, доступной ребёнку. В остальное время он смотрит в потолок, поэтому игра просто «расползается», занимая собой всё, что ей достаётся. Но другое занятие также должно быть, и важно, чтобы оно было не менее ценно, чем получение призовых очков на экране компьютера. Если такого занятия нет, обязанность родителей — помочь его найти. Это действительно важно, потому что только в контакте с другими людьми ребёнок может развивать социальные навыки», — подчёркивает Ксения Николаевна.
Реальные последствия игровой зависимости
«В нашей жизни трудно представить жизнь человека без компьютера.Можно сказать, что он стал нашим другом. Без него возникает ощущение пустоты Мы начинаем понимать, что виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома. Она каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей», — говорит Жанна Владимировна.
«Где же та тонкая грань, которая разделяет интерес к компьютеру и игроманию?
Игромания — это уже компьютерная зависимость. Печально, если в её сети попал ребенок. Иногда в метро или в торговом центре видишь ситуацию, когда мама забирает планшет, а ребёнок очень остро на это реагирует».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/75323491@N00/3326183824/sizes/l)
Думать, что лёгкое увлечение не может привести к грустным последствиям, было бы самонадеянно. Да, многие просто перерастают увлечение геймингом — появляются новые цели, интересы и способы провести время с большей пользой и удовольствием. Но бывает и другой вектор движения — когда глубокий интерес к игровому процессу становится настоящим пристрастием.
Последствия таких случаев хорошо изучены. И их больше одного.
1. Самое очевидное и распространённое — нарушение отношений с друзьями и семьёй. Это и неудивительно, если всё свободное время уделяется компьютеру, а не живому общению с другими людьми. Правда, если круг друзей складывается из таких же любителей поиграть, это может быть не столь заметно.
2. Игра в стадии зависимости обязательно сказывается на учёбе: последняя приносится в жертву первой, успеваемость стремительно падает, а интерес к чему бы то ни было в рамках школьных стен испаряется.
3. Естественно, длительное сидение за компьютером сказывается на физическом состоянии человека. Самые выразительные симптомы — ухудшение зрения, пищевые расстройства из-за недостатка движения и отсутствия регулярного здорового питания, избыточный вес, а также проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
4. Распространённое расстройство геймеров — ассоциация себя с компьютерным персонажем, а не с реальной личностью. Это происходит из-за снижения самооценки и нарушения самосознания человека.
5. Наконец, самое серьёзное следствие — привычка получать удовольствие не прикладывая к этому серьёзных усилий. По наблюдениям психологов, аддикты со временем становятся пассивными и перестают проявлять инициативу.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/fantasy-art-and-portraits/4570752150/sizes/l)
Понятно, что подобный набор — не то, к чему стремится человек, усаживающийся за компьютер. Но к сожалению, если вовремя не проконтролировать углубление этого процесса, то можно пропустить момент, когда он перерастает в настоящую зависимость.
Что делать?
«Меня часто спрашивают о том, сколько времени может проводить ребёнок за компьютером и нужен ли компьютер вообще», — говорит Жанна Владимировна.
«Конечно, компьютер нужен. Он наш спутник и помощник. Но это — машина, реальной жизни она не заменит. И отношение к нему должно быть соответственное, то есть рациональное.
Если ребёнок будет проводить за компьютером не весь день, а 30 минут, вреда это ему не принесёт.
-
Важно составить расписание, наподобие школьного, где будет указываться точное время копьютерных игр.
-
Не нужно сразу читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его.
-
Попробуйте стать другом. Поиграйте с ребёнком, расспросите обо всех персонажах. Возможно, вскоре вы поймете, что привлекает сына или дочь в игре».
https://www.flickr.com/photos/constantiner/33250248324/sizes/l
Действительно, на ранних стадиях, когда лёгкая увлечённость игрой остаётся в рамках, лучший способ не допустить её развития — мягко контролировать, выставляя временные рамки и договариваясь с ребёнком о том, при каких обстоятельствах игры табуированы (например, если не выполнены уроки).
Но чаще всего родители обращают внимание на затянувшиеся сеансы игры уже после того, как те превысят рамки разумного. Поэтому лучший способ справиться с ситуацией — привлечь к ней специалистов.
Для этого можно обратиться к психотерапевту. Это отличный вариант, но может встретить сопротивление со стороны ребёнка. В этом смысле гораздо более выигрышный способ справиться с ситуацией — найти группу, участники которой страдают от игровой зависимости. Как правило, групповой процесс подростку даётся гораздо проще, чем тет-а-тет с психологом.
Однако вне зависимости от того, какой способ в итоге будет выбран, важно не оставлять ситуацию без внимания. Понимание причин происходящего — всегда самый лучший способ выбраться из сложившегося положения.
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/aljosajap/8891079539/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
26 октября 2018