Диплом: о чём не предупреждают преподаватели
Раньше ребёнок превращался во взрослого благодаря обряду инициации: бедного отрока всячески запугивали, доводили до колоссального эмоционального напряжения, выталкивали его в пограничное состояние — короче, приятного в этом было мало. Цивилизация сегодняшнего дня отказалась от прежних варварских обычаев. Теперь роль инициации выполняет дипломная работа. Всё, что нужно знать о ней, — в сегодняшнем выпуске блога Ассоциации репетиторов.
Знать в лицо
Формальное определение словосочетания «дипломная работа» можно легко найти где угодно (на всякий случай: это квалификационная работа, которую студент выполняет в последний год своего обучения). Куда важнее другое — понимание, для чего она, эта работа, нужна.
Объём этого текста — в разных случаях от 60 до 100 страниц — достаточно велик, чтобы сподвигнуть на поиски ответа на это «зачем»: довольно сложно заниматься чем-то подобного масштаба, не понимая, для чего это нужно. И вкратце ответ таков: диплом — это подведение итогов всех лет обучения. С помощью него студент показывает, какой он молодец и что время, проведённое в вузе, было потрачено не зря. В свою очередь, комиссия, присутствующая при защите диплома, подтверждает всё вышесказанное — или наоборот, опровергает, к ужасу студента.
Понятное дело, всё это — лишь описание внешних процессов. А что на самом деле важно понимать про диплом?
-
Дипломная работа — это большая работа. Это значит, что выбранный для неё предмет должен вас волновать: невозможно написать такой объём текста о чём угодно, понадеявшись на собственную велеречивость.
-
Дипломная работа — это прежде всего текст. И как и любой текст, она должна быть подчинена логике повествования. Это не фильм Вуди Аллена, где каждый из героев произносит смешные реплики в произвольном порядке — и конец удивляет всех, включая самих персонажей. В дипломной работе обозначенная тема раскрывается постепенно, уводя читающего всё глубже. Что это означает для пишущего? Прежде чем садиться за написание работы, придётся проштудировать источники.
-
И это значит, что дипломная работа — это время. Если она у вас до сих пор не начата, начните сегодня вечером.
Но самый главный пункт, пожалуй, всё-таки этот.
-
Диплом — это просто диплом. Миллионы людей посвящают жизни не тому, чему их учили в университете, и уж совсем единицы специализируются на том, о чём они пишут диплом. Автор этих строк посвятил шестьдесят страниц текста в конце пятого курса описанию исторических реалий в творчестве Венедикта Ерофеева, автора поэмы «Москва-Петушки». Как это ему пригодилось впоследствии? Вы правильно угадали — никак.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/15068801@N00/9162582877/sizes/l)
Текст текстов
Если образование, которое вы получаете прямо сейчас, — первое, то и диплом вы, вернее всего, пишете впервые. И хотя дипломов ежегодно пишется великое множество, всякое написание диплома вызывает множество вопросов: как, что, куда — и снова как? И это нормально.
Раньше ответить на эти вопросы (по крайней мере, частично) очень помогала книга Умберто Эко «Как написать дипломную работу». Теперь её можно рекомендовать лишь в качестве дополнительного чтения: книга писалась ещё во времена печатных машинок, и извлечь из неё можно разве что концептуальные советы (например, совет не браться за слишком широкую тему).
А где искать технологические рекомендации современным студентам?
«Таких общих опубликованных текстов я не знаю, — признаётся преподаватель английского языка Анна Тимофеевна, выпускница СПбГУ — но я знаю, что требования к диплому отличаются от места к месту, и довольно сильно.
Поэтому самое полезное, что я сделала, когда готовилась к написанию своего диплома, — посмотрела дипломы однокурсников, которые учились на год раньше. Это позволило мне понять, как это выглядит в моём вузе: какой язык, какой стиль, сколько страниц, сколько источников — такие общие моменты.
После этого психологически становится проще. Увидев несколько «живых» примеров, ты выдыхаешь, потому что понятно, что диплом — это довольно короткий документ, который ты можешь осилить. Если повезёт с научным руководителем, лучше обсуждать все с ним — он сам все покажет и расскажет, потому что ведь в его интересах, чтобы ты хорошо защитился».
Общее представление о том, как выглядит и из чего состоит диплом, — это первый шаг. Второй, который стоит предпринимать примерно одновременно с чтением источников, — это выяснение технических требований к диплому: как оформляются ссылки, содержание, etc..
На первый взгляд кажется, что это смехотворные детали, но именно они зачастую вызывают у преподавателей преувеличенно яркие реакции. Лучший способ их избежать — быть во всеоружии.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/47443904@N00/2822324554/sizes/z/)
Кстати, а мы уже говорили, что написание диплома — это ещё и духовная практика самоотречения? Так вот, это она. Ничто так не способствует усмирению эго, как необходимость написать 60-100 страниц научным стилем с опорой на предшествующие тексты людей, мнение которых необязательно тебе близко, а личности и вовсе могут быть неприятны.
Тайминг, дисциплина, прокрастинация
Большие свершения вроде диплома — это всегда лакмусовая бумажка, позволяющая пронаблюдать все стадии самосаботажа под ярким освещением. Мысль, что когда-то в мае что-то такое случится, кажется чем-то далёким и прямо к тебе не относящимся. но только до марта-апреля, когда пятки ощутимо начинает жечь уже другая мысль: май — вот он, только руку протяни. А диплома нет как не было.
Мы уже подробно рассказывали о прокрастинации и о том, как взять себя самого на буксир, так что если последовательный уход от написания диплома — это ваш случай, непременно загляните по ссылке.
«Опять же, это всё личный опыт — и может быть, мой совет прозвучит допольно банально, но самый главный мой лайфхак — писать каждый день», — делится Анна Тимофеевна.
«Ты можешь просидеть пять минут, пять часов, но при условии, что это происходит ежедневно. Это может быть совсем немного времени, но так работа идёт гораздо быстрее, чем если ты сядешь и за два дня напишешь тридцать страниц. От такого можно сломаться. Каждый день понемногу – и работа будет потихоньку, но идти».
Анна Тимофеевна отдельно подчёркивает роль научного руководителя в подготовке дипломной работы.
«Мне кажется очень важным понять, что не нужно шугаться от научного руководителя. Потому что это выливается в большую проблему. Научный руководитель в норме хочет, чтобы у тебя всё было хорошо. А когда ты от него шугаешься, ты только загоняешь себя в большую яму: процесс стоит, чувство вины накапливается, лояльность научного руководителя понемногу иссякает. В итоге плохо всем».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/rjremulla/8510373478/sizes/l)
Тайные враги выпускающегося
Помимо проблем с дисциплиной, касающихся, кажется, каждого первого студента, привыкшего за пять лет к режиму «как-нибудь пережить сессию», есть и другие, о которых как правило не предупреждают преподаватели. Поэтому, разумеется, мы не могли не спросить о них у преподавателя Ассоциации репетиторов.
«У нас на курсе были ребята, которые брали на себя слишком много. Что значит «брать на себя слишком много»? Это когда ты набираешь вместо одного примера сто, добавляешь к этому 50 монографий, и из-за всего этого перестаёшь ходить на пары. В итоге у тебя получается не диплом, а кандидатская диссертация, а экзамены ты проваливаешь, потому что всё то время, которое было отведено на подготовку к ним, ты занимался написанием этого текста.
Я немного утрирую, но такое бывает», — делится Анна Тимофеевна.
Но самое сложное, по мнению преподавателя, — это не встреча с собственным перфекционизмом, а необходимость делать то, чему далеко не всем удалось научиться за прошедшие пять лет.
«Я думаю, самое сложное — это работа с информацией. Пока ты не начнешь это делать, ты и представить не можешь, насколько это сложно. У тебя нет навыка определять, хороший ли перед тобой источник или это просто лабуда, написанная научным языком. Потому что это скилл, который проявляется в процессе. Здесь надо советоваться с теми, у кого этот навык уже отработан, а заодно и с научным руководителем (если у него есть возможность помочь).
В процессе подготовки диплома надо отсеивать миллион источников — это самое сложное, с чем я столкнулась, помимо дисциплины».
Постскриптум: защита диплома
О защите диплома можно прочитать где угодно, и говориться во всех этих текстах будет примерно одно и то же: вам нужно кратко обозначить проблему, тезисы вашей работы и рассказать об использованных источниках, а затем ответить на вопросы комиссии. Кажется, что ничего сложного в этом нет, тем паче что к моменту сдачи диплома все резервы переживаний уже, кажется, исчерпаны. Но нервическое состояние всё равно будет.
«По поводу защиты...Тут на самом деле как повезёт: комиссия может быть какая угодно, состояние во время защиты может быть какое угодно — у тебя с утра, к примеру, может заболеть живот.
Или вот у нас была девушка с великолепным дипломом, но, как выяснилось в процессе, она совсем не public speaker (не умеет выступать перед большой аудиторией — прим.ред.). Поэтому надо репетитровать свою защиту диплома, желательно с таймером — и надеяться на лучшее.
Но в целом, если ты защищаешься в своём вузе и со своим преподавателем, у комиссии нет цели тебя завалить. Об этом тоже стоит помнить», — подбадривает Анна Тимофеевна.
Помимо мысли, что все желают тебе только хорошего, добавим от себя, помогает и ещё одна — что всё вот-вот закончится.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: