Как помирить подростка с политикой?
Вы уже объяснили ребёнку, откуда берётся ветер и почему луна превращается в месяц. Кажется, с тех пор прошло совсем немного времени, но вот уже круг «Почему?» внезапно и радикально сменился, и теперь место ветра и луны занимают политические партии и государственное устройство. Политическое образование — логичная и закономерная часть общего образования. Но как за него взяться? Кто должен им заниматься? О чём важно поговорить с ребёнком — и что стоит знать родителям?
Просветить нельзя агитировать
Вопрос, нужны ли знания в области политики школьникам, как будто бы решён самой школьной программой. На уроках обществознания школьникам обязаны объяснить политическое устройство государства начиная с самого этого словосочетания и заканчивая конкретным устройством конкретной Российской Федерации.
При этом закон довольно строго оговаривает рамки, в которых преподаватель должен оставаться, объясняя ту или иную тему. С одной стороны, третьим пунктом 47-й статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» преподавателю гарантируется свобода выражения своего мнения.
В следующей, 48-й статье преподавателя обязывают (пункт 1(4) формировать гражданскую позицию обучающихся, при этом третьим пунктом той же статьи запрещают «использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».
Сформировать гражданскую позицию обучающихся, свободно выражая своё мнение и при этом не принуждая обучающихся к принятию политических убеждений — задача нетривиальная. Как преподавателю чётко вписаться в обозначенную рамку?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/19180182@N07/41018174601/sizes/l)
Евгений Валерьевич, преподаватель обществознания, уверен, что главное для преподавателя — привить идею о многообразии мнений:
«В силу возраста и пока еще недостаточно развитых навыков критического мышления школьникам достаточно легко «продать» какую-либо яркую и убедительную политическую идею», — подчёркивает преподаватель.
«Основную роль (хорошего) преподавателя социальных дисциплин в школе я вижу не в том, чтобы прочитать ребятам курс лекций о государстве и политических партиях, а в том, чтобы показать юным гражданам, что практически по любому значимому вопросу у разных социальных сил есть своя позиция. И эта позиция может быть какой угодно – от радикальной до крайне консервативной.
А следовательно, для того чтобы общество сохраняло жизнеспособность как целостный организм, ему необходимы институты и процедуры, которые бы позволили бы эти разнящиеся позиции
а) артикулировать и
б) каким-то образом примирить.
Речь идет о парламентаризме, политических партиях, оппозиционных силах. Метазадача преподавателя — доказать ученикам, что суть политики есть процесс переговоров, убеждения, умения договориться. Поэтому эффективным будет обучение не в традиционном формате, а в виде симуляций, ролевых игр».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/36058975@N04/4582690587/sizes/l)
По мнению Евгения Валерьевича, хороший преподаватель должен хорошо понимать современные глобальные процессы:
«Хочу особенно подчеркнуть, насколько важно для преподавателя быть всесторонне информированным о происходящем в мире. На мой взгляд, преподавателю удастся избежать перекоса в сторону каких-либо политических взглядов, если он постарается получать информацию из разных по стилистике и взглядам СМИ, а также развивать собственные навыки критического мышления. Умышленно замалчивать какие-либо вопросы, не затрагивать «острые» темы – значит еще сильнее отдалить школу от реальной жизни».
В кругу семьи
Как и когда говорить с ребёнком о политике, предстоит решать каждой отдельно взятой паре родителей. Универсальных ответов на этот вопрос не существует, но кое-что стоит принять во внимание.
«Что касается семьи, то, на мой взгляд, здесь важно скорее сформировать у ребенка следующую позицию: не существует вопросов общественной жизни, относительно которых можно рассуждать в духе «это меня не касается», «тебе-то что» и т.п. Понятно, что обсуждать за семейным столом проблемы выхода США из договора об ограничении ракет малой и средней дальности вряд ли удастся, но современная жизнь дает массу иных, гораздо более близких к повседневности, реалий – почему бы не обсудить их?», — считает Евгений Валерьевич.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/infomatique/3088851367/sizes/l)
К счастью, для родителей форма выражения политических взглядов не прописана законодательно, поэтому домашние обсуждения могут быть сколь угодно субъективными. Однако не стоит упускать из виду несколько важных принципов.
-
Плюрализм. У каждого есть своя точка зрения, в том числе и у мамы с папой. И они могут не совпадать — как друг с другом, так и с мнением большинства. И все эти мнения имеют право на существование (а в идеале и уважение).
-
Предметность. Вместо щедрых оценочных суждений в отношении всего и вся постарайтесь обсуждать конкретные вещи. Это привьёт ребёнку аналогичную привычку и очень пригодится даже в таких вещах, как написание эссе.
-
Честность. Вы не преподаватель в классе и вам нечего бояться: за “неправильно сформулированную” точку зрения на вас не пожалуются завучу, директору или кому-нибудь ещё. Но важно, чтобы эта точка зрения была аргументирована, а любые резкие оценки — облачены в корректные слова.
-
Слова. Слова — это действительно важно, особенно когда речь идёт о масштабных процессах. И разговор о политике — отличный повод научить ребёнка облачать свои оценочные суждения (в особенности эмоционально насыщенные) в подходящей форме. История изобилует примерами того, почему это отличная идея.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/collarandtie/7995539044/sizes/l)
Политактивизм, ответственность и доверие
Вообще-то для подростков, интересующихся происходящим в обществе, есть немало способов удовлетворить свой интерес. Базовый курс по правам человека, например, преподаётся в Международной школе прав человека и гражданских действий.
Однако не для кого не секрет, что политическая позиция подростка зачастую перестаёт быть пассивной и ищет поводов себя проявить. Случай организации «Новое величие» в этом смысле показателен: подростки, объединившись в группу с классическими целями «за всё хорошее», стали жертвами пропокаторов и получили реальные сроки.
История получила широкий резонанс. Одно из недавних последствий — предложение депутата госдумы Сергея Вострецова лишать родительских прав в случае, если ребёнок дважды задержан на несанкционированном митинге. Он также предложил штрафовать родителей несовершеннолетних детей на сумму три-пять тысяч рублей и выразил надежду, что подобная мера подтолкнёт взрослых изучать активность подростков в соцсетях.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/lorenaschmitt/1119404053/sizes/l)
«Упомянутый законопроект вполне укладывается в сложившееся в российской практике русло – решать назревшие сложные проблемы простыми методами, среди которых запрет стоит в первых рядах, — считает Евгений Валерьевич. Это странное решение — что, родителям посадить детей под замок и не пускать на улицу? Запреты, как известно, только усиливают сформировавшееся желание».
Преподаватель уверен, что единственный способ не оказаться перед неприятным фактом из активистской биографии своего ребёнка — узнать о его политической активности от него самого.
«На мой взгляд, главная задача родителей – сформировать максимально близкие, доверительные отношения с ребенком, при которых он сам подойдет к маме или папе и скажет: «Я завтра собираюсь на протестный марш. Это моя позиция». Можно поговорить с ребенком, узнать его мотивацию, выяснить, действительно ли он верит в те идеи, которые высказывает. Если доводы звучат убедительно – родительские запреты и увещевания бессмысленны. В конечном счете, это повод гордиться своим ребенком – уже в юном возрасте у него активная социальная позиция».
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/84768790@N05/15205233780/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
23 ноября 2018