Гляжу в книгу — вижу…

Почему современная молодёжь так мало читает!? Многие, очень многие взрослые восклицают этот риторический вопрос. А если обратить его в свою сторону. Часто ли вам удаётся выкроить время и неспешно смаковать высокохудожественный вкус слова? Работа, хозяйственные хлопоты, автомобильные пробки, усталость. Я «только на минутку в facebook». В минутке оказывается несколько часов. На сон осталось в лучшем случае пять часов. Усталость.

Поверьте, загруженность ваших детей ничуть не меньше. Им нужно отучиться в школе, посетить дополнительные занятия, позаниматься с репетитором и успеть подготовить домашнее задание. Вот и получается, что они взрослеют, откладывая на потом второстепенные, казалось бы, дела. А мы возвращаемся к первому вопросу – почему. Потому что у нас не было времени научить ребёнка читать. Не технически, конечно. Буквы-то дети знают с дошкольного возраста. Вдумчиво и заинтересованно – так, как единственно нужно читать – этому нужно учить сызмальства.

Любовь к чтению – она не безусловная, её нужно привить. И эта обязанность в первую очередь лежит на мамах и папах, бабушках и дедушках, а вовсе не на школе. Обязанность, на самом-то деле, не требующая много свободного времени и непомерных сил. Репетиторы нашей Ассоциации рассказали несколько «рецептов» приобщения ребёнка к книге. Знаете, возможно, покажется: советы эти настолько очевидны, что и писать о них не стоило. Но именно из-за кажущейся простоты мы очень часто игнорируем самые, как оказывается, действенные способы.

Недоросль – это кто или что?

Гляжу в книгу — вижу…

Источник фото

Для начала давайте проведём небольшой эксперимент. Попробуйте прочитать отрывок из «Песни о вещем Олеге» на древнерусском языке: «И живяше Олегъ, миръ имъя къ всъмь странамъ, княжа въ Киевь. И приспъ осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бь поставилъ кормити, не всьдати на нь. Бь бо преже въпрошалъ волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?». И рече ему одинъ кудесникъ: «От чего ми есть умрети?». И рече ему одинъ кудесникъ: «Княже! Конь, его же любиши и ъздиши на немъ, от того ти умрете»».

Легкий для понимания текст? Отнюдь. Увлекательный? Нет, из-за того именно, что непонятный. Примерно то же самое испытывает ваш ребёнок, когда читает, допустим, комедию Фонвизина «Недоросль». Интересное повествование замаскировано чащобой незнакомых слов. Тот же самый «недоросль». Что это? Или кто это? Разберите произведение вместе с ребёнком, объясните ему значение архаизмов, и малопонятный набор букв тогда сложится в цельную картину.

 Купеческие хоромы и мебель IKEA

Гляжу в книгу — вижу…

Источник фото

Невероятно эффективный способ заинтересовать ребёнка чтением – попросить его провести параллели между прошлым и настоящим. Сравнить, допустим, эпоху Пушкина и нашу современную: что было ценно для них и что ценно для нас, как они воспринимали окружающий мир. Или более бытовые примеры: описать интерьер купеческого дома и квартиры в стиле IKEA. Их мода, их балы, их путешествия – всё это есть в художественном произведении. И если ребёнок научится видеть второй, третий фон сюжета, он заодно узнает и историю. Ведь автор словами персонажей, картинами событий вёл дневник своего века.

 Самое интересное не показали

Гляжу в книгу — вижу…

Источник фото

Сразу после того, как на экранах телевизоров показали сериал «В круге первом» по произведению Александра Солженицына, среди школьников, по словам репетиторов, был заметен большой всплеск интереса к оригинальному сочинению автора. И вот вам ещё один способ приобщить ребёнка к книге – раззадорить его любопытство.

Посмотрите вместе с детьми фильм, и после финальных титров оброните невзначай: «Эх, самое интересное не показали». Это ж всё равно, что бикфордов шнур зажечь. Не обязательно начинать с классики. «Война и мир», «Мастер и Маргарита» – они бессмертны, они подождут и ещё пару-тройку лет. Предложите для начала, например, «Голодные игры». Помните, как во второй части трилогии живописали квартальную бойню победителей прошлых игр. И не единым кадром не упомянули о загадочном тринадцатом дистрикте. А в книге, во второй её части, этому дистрикту посвящена не одна глава, и много событий связано именно с ним.

Даже такая, несерьёзная, казалось бы, литература способствует развитию воображения и общей эрудиции. Без шуток. Как минимум, дети будут знать, что существует не только русская классическая литература. В программе российских общеобразовательных школ почему-то не нашлось место зарубежным авторам. Достоевского и Толстого изучают в школах Южной Кореи, в Словении. А мы? Мы знаем хоть одного именитого писателя из этих стран?

Со стыдом признаю – я не знаю. Я прислушаюсь ещё к одному мудрому совету репетиторов: окружить себя коллекцией истинных художественных ценностей со всего мира. И, конечно, читать, читать, читать самому. Дети ведь что – берут пример со взрослых и с тем багажом растут, становясь либо бедными либо богатыми. Как в присказке: «У богатых людей большие библиотеки, а у бедных людей – большие телевизоры».  Не монетами здесь оценивается богатство и бедность, а духовностью, интеллектом, культурой.


Спасибо за помощь при написании материала нашим замечательным педагогам, интереснейшим собеседникам, интеллектуалам и просто душевным людям:

Евгения Евгеньевна Савина, кандидат экономических наук, преподаватель в МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, РУДН. Репетитор по: английскому, русскому языкам, русскому как иностранному, обществознанию, истории, литературе, экономике и предметам начальной школы.

Андрей Михайлович Ранчин, доктор филологических наук, профессор, эксперт заданий ГИА и ЕГЭ по литературе, автор более 550 работ по истории древнерусской литературы и русской литературы XVIII – XX веков, лауреат множества литературных премий, преподаватель в МГУ им. М.В. Ломоносова и МИГСУ. Репетитор по русскому языку и литературе.

Анастасия Олеговна Ковалёва, преподаватель школы юного филолога при филологическим факультете МГУ. Репетитор по русскому языку, литературе, истории, риторике и культуре речи.


Источник заглавной картинки — hubski.com

Мудрая сова 18 декабря 2014