Около четырёх лет назад школьная форма во многих учебных заведениях стала обязательной. Причин у такого решения может быть больше одной, но какими бы они ни были, противников у него хватает как среди родителей, так и среди самих школьников.
Что мы знаем о плюсах и минусах школьной формы из мировой практики? Что думают об этом преподаватели? Нужна ли форма в школе — и одним ли только школьникам? Сегодня мы будем говорить об этом с преподавателями “Ассоциации репетиторов” Еленой Викторовной и Надеждой Витальевной.
Девочки аляписто
В 2014 году интернет облетела фотография удивительного документа из лицея №34 города Новокузнецка. Из документа следовало, что в школе учатся 59 лохматых девочек, волосатый мальчик и ещё одна синяя девочка — это не считая тех учеников, которых обозначили собирательным “аляписто”.
На вопросы журналистов, которые немедленно нагрянули в школу, администрация убедительно ответила, что никаких санкций за внешний вид не последует и что документ нужен исключительно для внутреннего пользования.
Тем более странно, что в заголовке документа значилось “Результаты рейда по внешнему виду”: обычно слово “рейд” подразумевает как раз-таки последствия для “лохматых” и “волосатых (не говоря уже о “синих”).
Как бы то ни было, поползновения проконтролировать внешний вид школьников со стороны администрации школы само по себе весьма красноречиво.
“Учителя должны контролировать внешний вид учащихся на предмет аккуратности, чистоты, соответствия заведенным правилам, — говорит Елена Викторовна, выпускница Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. — Дети в школе учатся взаимодействовать с социумом, и должны понимать некоторые нормы для внешнего вида. Эти правила и ограничения дисциплинируют детей”.
Надежда Витальевна, преподаватель изобразительного искусства и член Московского Союза Художников, также придерживается мнения, что школьники должны выглядеть “чисто и опрятно”. “Девочки должны одеваться скромно”, — подчёркивает преподаватель.
Вместе с тем, считает Надежда Витальевна, школьная форма в обязательном порядке не нужна.
“При том расслоении общества, что мы имеем сейчас, школьная форма многим не по карману. Если, конечно государство возьмёт на себя расходы, что маловероятно”.
Э — Экономия
Финансовая сторона вопроса — пожалуй, на втором месте (сразу за дисциплиной) по частоте упоминания в дискуссиях о школьной форме.
Аргументы “за” от сторонников таковы:
- Школьная форма нивелирует классовое расслоение учеников, позволяя тем самым детям из малоимущих семей избежать нападок своих одноклассников из более обеспеченных семей.
- Комплект школьной формы заменяет собой многочисленные предметы одежды, которые ребёнку приходится менять ежедневно, что экономически выгодно для родителей.
- Форма выглядит опрятно вне зависимости от её стоимости, поэтому гораздо проще снабдить ребёнка комплектом школьной одежды, чем тратить деньги на специальный “школьный” гардероб.
Однако эти аргументы, такие логичные и последовательные на первый взгляд, разбиваются в тот момент, когда мы задумываемся о проблеме чуть глубже — не в последнюю очередь благодаря учёным, исследовавшим влияние школьной формы на учебный процесс.
- “Уравнивание” работает только до определённой степени: обеспеченные родители заказывают своим детям форму из более дорогой ткани, но даже если форма одинакова, дети из богатых семей подчёркивают материальный достаток родителей с помощью других вещей — дорогих рюкзаков, канцтоваров и т.п.
- Школьная форма не покрывает всех потребностей ребёнка. Помимо школы существует ещё огромное количество мест и ситуаций, для которых в любом случае нужен свой гардероб. Таким образом, комплект школьной формы лишь увеличивает затраты родителей.
- Есть и ещё один часто упускаемый из виду родителями фактор: ребёнок растёт (это совершенно точно). Поэтому школьная форма, покупаемая в начале года, к его середине скорее всего станет мала.
- Наконец, любая, даже самая добротная школьная форма имеет свойство рваться и безнадёжно пачкаться, будучи надета на ребёнка. Детей сложно заставить быть аккуратными, даже если им очень этого хочется: внутри клокочет энергия, поэтому ткань на локтях и коленях рвется совершенно непредсказуемо.
Иными словами, экономическая полезность школьной формы не так однозначна, как хотелось бы верить в это родителям. Однако этим аргументы “за” не исчерпываются.
Э — Энергозатраты
“Я считаю, что школьникам нужна форма, потому что тогда они не отвлекаются на то, во что одеты другие, не пытаются сравнивать себя с другими, не стараются выделиться друг перед другом при помощи модной одежды и т.п.”, — говорит Елена Викторовна.
С её мнением согласятся, пожалуй, большинство учителей (во главе с преподавателями из лицея №34 города Новокузнецка). Унифицированная одежда в школе позволяет детям фокусироваться на учебе, не отвлекаясь на внешний вид и, более того, создавая чувство общности среди школьников.
Или нет?
С одной стороны, исследование, посвящённое ношению школьной формы, свидетельствует в её пользу: успеваемость учеников в школах с унифицированной одеждой была немного выше, чем в тех, где форма была необязательна. По мнению экспертов, причин тому несколько:
- во-первых, школьники не отвлекаются на обсуждение одежды. Не секрет, что подчас внешний вид может стать поводом не только для разговора, но и для полномасштабной травли, т.н. буллинга (мы писали об этом в одной из статей блога Ассоциации репетиторов).
- во-вторых, в отсутствие выбора ребёнок тратит меньше времени и сил для того, чтобы решить, в чём пойти на занятия. Единственное требование к одежде — быть чистой и выглаженной (но это касается не только школьной формы).
- в-третьих, уже упомянутая опрятность, гарантируемая школьной формы, приучают ребёнка к аккуратности и щепетильности в отношении учёбы (!).
Однако противники из противоположного лагеря вполне обоснованно отмечают: “улучшение успеваемости” в исследованиях настолько незначительно, что вполне сопоставимо со статистической погрешностью. Кроме того, отмечают исследователи, невозможно сравнивать успеваемость в разных учебных заведениях основываясь лишь на одном-единственном факторе — школьной форме. На успеваемость влияет огромное количество всевозможных факторов, и делать выводы на основании одного лишь наличия/отсутствия школьной формы — заведомо порочная практика.
Ко всему прочему, выбор костюма в школу редко занимает больше 10-15 минут, и вряд ли сэкономив их школьник решит потратить время на дополнительные 15 минут повторения пройденного.
Д — Дисциплина
Если пытаться сопоставить количество плюсов и минусов в ношении школьной формы, нельзя не обратить внимание на интересную коллизию: как бы ни “дисциплинировало” ношение школьной формы, огромное количество времени и сил со стороны учителей и администрации тратится на его поддержание и соблюдение.
Стремление к индивидуализации внешнего вида у школьников, особенно у старших школьников, так или иначе реализуется — в выборе обуви, причёски, украшений, etc. В ход идут все средства, саботирующие деиндивидуализирующую школьную форму — и учитель/завуч/директор неизменно становятся жертвами этого саботажа ровно в тот момент, когда решают уделить дополнительное внимание “неподобающему” внешнему виду.
Кроме того, неизбежен и сам собой напрашивающийся вопрос со стороны подростков-школьников: “А как насчёт преподавателей? Почему школьную форму носим только мы?”.
Задай школьник этот вопрос преподавателю, долгого разговора (возможно, с привлечением родителей) было бы не избежать. Но мы рискнули задать его преподавателям “Ассоциации репетиторов”, чтобы узнать ответ наверняка.
По мнению Надежды Витальевны, преподаватель всё равно так или иначе действует своеобразному дресс-коду:
“Дресс-код учителей - это скорее офисный дресс-код, официальный. Желательно, чтобы учитель одевался со вкусом, но у многих его нет, или нет средств на достойный вид”, — считает она.
Елена Викторовна согласна: учитель влияет на школьников во всех отношениях, в том числе и своей манерой одеваться.
“Учитель должен подавать правильный пример детям, это и есть одна из важнейших целей его работы. В том числе и своим внешним видом. Если учитель одет недостаточно сдержанно,то он подает детям сигнал: я такой же, как вы, между нами нет дистанции, я что хочу, то и ворочу и вам так можно”.
Таким образом, своего рода “униформа” обязательна и для учителей и, несмотря на отсутствие унификации, негласный учительский дресс-код всегда имеет место.
Стран, в которых школьная форма распространена почти повсеместно, не одна и не две. Ошибкой было бы думать, что форма – привилегия исключительно британских и японских школ. Такое же заблуждение считать форму панацеей.
Тем не менее, во многих местах, где форма уже стала традицией, сами школьники очень ею гордятся и продолжают носить её даже вне школьных стен. Что, разумеется, не делает школьную форму универсальным рецептом успеха и тем более повышения успеваемости.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
25 января 2018