Когда родина становится «матерью»
Слова с яркой эмоциональной окраской обязательно вызывают множество вопросов. Слово «патриотизм» — одно из таких. Что это такое — и что под этим принято подразумевать? Существуют ли какие-то специальные «навыки патриотизма»? Нужно ли как-то специально учить им — или же патриотизм саморазвивается в определённых условиях? И если так, то что это за условия? Вопросов много, разбираться нужно со всеми. Именно этому посвящён наш сегодняшний выпуск.
Широка страна моя родная
Как обычно, хорошо бы разобраться в понятиях. Словосочетание «патриотическое воспитание» регулярно фигурирует в новостях, связанных с образованием, и судя по той лёгкости, с которой оно используется, значение этого слова известно как будто бы всем.
Недавняя — от 11 апреля — новость в одной из газет Краснодарского края, к примеру, сообщает о некоем мероприятии, проведённом «в рамках патриотической работы».
«Ветераны МВД рассказали ребятам о героических подвигах Гулькевичан, в том числе сотрудников полиции, о победе в Великой Отечественной войне, о важности воспитания патриотизма в молодежной среде».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/yooperann/8570865929/sizes/l)
Другой пример — «парты героев», которые пообещали поставить в школах Пскова. Парты установят в кабинетах истории и дадут им названия в честь героев России, а сидеть за ними предположительно смогут только отличники.
«Многие директора образовательных учреждений также поддержали эту инициативу, отметив, что установление в школах «парт героев» будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи».
Добавим в эту копилку то, что слово «патриотизм» чаще всего вспоминается в связи с 9 мая. Не без оснований кажется, что к этому понятию накрепко пришиты представления о победе, подвиге, защите — короче говоря, о государственной обороне.
Любопытно, что именно таким смыслом наделяет это слово и наш преподаватель Жанна Владимировна, к которой мы обратились за комментарием.
«Мой дедушка, Сергей Константинович, капитан Советской Армии,прошёл всю войну, имеет много орденов, в том числе «За отвагу». В 1944 его отряд окружили немцы, и они просидели несколько дней в болоте, дожидаясь помощи. Но фашистам не сдались.
Победить тех, кто хочет отнять у тебя семью, дом, детей, благополучие и жизнь — вот значение слова патриотизм. Уроки патриотизма важны в наших школах. Если мы хотим,чтобы наши дети уважали родителей, дом и семью, нам важно воспитывать их патриотами», — говорит преподаватель.
Что характерно, толковый словарь Ожегова, наделяя слово «патриотизм» вполне широким смыслом («Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»), за примером опять-таки обращается в военную степь, приводя в качестве него словосочетание «Патриотизм русских воинов».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/165093755@N05/29348460018/sizes/l)
Учат в школе
Пример урока, посвящённого патриотизму, можно найти, например, на сайте для учителей «Открытый урок»
Формулируя цели занятия, преподаватель отмечает, что патриотическое воспитание школьников — «это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Опять-таки, возникает понятие родины (с большой буквы), которая нуждается в защите (стало быть, в вооружённой обороне). Среди задач, которые ставит перед собой преподаватель, такие:
-
формирование знаний об исторических фактах и явлениях;
-
формирование способности объективной оценки исторических фактов и явлений;
-
формирование представления о социальном явлении;
-
формирование привычки поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам;
-
формирование умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную и историко-социальную информацию;
-
развивать способность определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Интересно, что уже во второй строке речь идёт об объективной оценке исторических фактов — задаче в принципе недостижимой, — а уже в четвёртой — о привычке поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам. В этом чувствуется явное противоречие: «объективная оценка событий» конкретного человека может категорически не совпадать с нормами, принятыми в обществе, поскольку последние могут быть основаны на других, собственных «объективных оценках».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/131353250@N02/16070483884/sizes/l)
Характерно, что в плане тематических уроков предлагаются, например, следующие активности:
— круглый стол «Основы обороны государства»;
— дискуссия «Воинская обязанность граждан»;
— интегрирован-ный урок (ОБЖ, история) «Патриотизм участников Куликовской битвы»;
— дискуссия «Служба в Российской армии»;
— акция памяти «Цветы на граните».
Из определения патриотизма (напомним, «преданность своему отечеству, своему народу») совершенно не следует его взаимосвязь с военными действиями, но так или иначе всё, что связано с патриотическим воспитанием, неизбежно приобретает военный оттенок.
Точка отсчёта
«Вспоминается фильм «Щит и меч» с песней в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина ?». Что движет героями этого фильма и ведет к победе, несмотря на трудности? Прежде всего понимание значения слова Родина», — уверена Жанна Владимировна.
«Что же такое Родина?, — продолжает размышлять преподаватель. — Для одних людей это родной уютный дом, где пахнет мамиными пирогами, где слышны родные детские голоса. Это родная земля, где ты родился и закончил школу. Здесь разговаривают на родном языке и есть настоящие друзья.
Слово «Родина» словарное. В одних учебниках оно пишется с большой буквы, а в других — с маленькой. Скорее всего, это зависит от того, как сам автор относится к значению этого слова. Сталкиваясь с таким разнообразием написания, ученикам трудно понять разницу. Хотя она очевидна».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/sergefreeman/5139448220/sizes/l)
Очевидно, в понятие родины с большой буквы вкладывается нечто большее, чем место, где ты родился. Оно включает в себя огромный культурный слой, создающий атмосферу места, которое стало фоном для формирования человека как личности. При условии, что это место одно.
А если их два или больше? Которое из них в большей степени родина? А если какие-то из стран, которые человек считает своей родиной, вступают в конфликт, «защита» которой из них будет считаться защитой родиной, а которой — изменой?
Самая большая трудность с патриотизмом — конечно, не в его «географической привязке»: в конце концов, искренняя любовь к месту, где ты вырос, — абсолютно естественное явление. Проблема в том, что патриотизм как правило бывает поставлен на службу чему-то, что не это место. Перефразируя известный афоризм швейцарского прозаика Фридриха Дюрренматта, когда государству от тебя что-то нужно, оно всегда называет себя родиной.
Исправление имён
Привязанность и любовь к месту, культуре и людям, которые сформировали твой взгляд на мир во время взросления, — действительно глубокое чувство. Но, вообще говоря, любое здоровое глубокое чувство вызывает желание сохранить и дать всё самое лучшее, а не любой силой защитить (последнее скорее напоминает ревность). В этом смысле понятие патриотизма гораздо больше напоминает заботу о происходящем вокруг, чем милитаризированное мышление и жажду подвигов во имя высоких идеалов.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/yamessi/6061620724/sizes/l)
Регулярно заботиться куда сложнее, чем в нужный момент, выкрикивая подходящие идеологемы, бросаться на передовую (что ни в коей мере не умаляет военных подвигов прошлого): это требует огромное степени сознательности и готовности жертвовать собой ежесекундно, привнося в свои повседневные практики постоянный вопрос «А как мои поступки отражаются на том, что я считаю родиной?». Забота об экологии места, в котором ты живёшь, — не в меньшей степени акт патриотизма, чем установка парт с именами военных героев в городе Пскове; элементарная вежливость с окружающими, смирение собственной жадности в общих интересах, создание проектов, позволяющих окружающим найти применение своим силам, и другие, на первый взгляд кажущиеся такими далёкими от патриотизма, качества — на самом деле самые что ни на есть искренние проявления любви к месту, которое стало домом. Каким бы оно ни было.
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/webguru/2569025972/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
26 апреля 2019