Интеллект – это понятие, о котором говорят повсеместно. Его уровень измеряют у маленьких детей при поступлении в школу, тестируют в более старших классах, а иногда о показателе IQ (коэффициент интеллекта) даже спрашивают при приеме на работу. Но что же это такое? Что именно включается в понятие интеллекта? Стоит ли слепо доверять результатам тестов на интеллект? Сегодня мы попробуем разобраться в этих вопросах.
Об интеллекте
Традиционно под интеллектом понимаются ум или умственные способности человека. Иногда под ним подразумевается способность к обучению и усвоению новых знаний и умений. Но на самом деле это понятие гораздо шире.
Классическое определение трактует интеллект как внутреннюю структуру, которая помогает воспринимать, отбирать, обрабатывать и организовывать информацию, адаптироваться к окружающей среде, реагировать на изменения условий окружающей среды и обучаться. Интеллект исследовали и продолжают исследовать многие ученые-психологи. И до сих пор не существует единого мнения относительно этого явления. Однако все ученые сходятся в одном: функции интеллекта множественны, и недопустимо сводить их только к способности усваивать новые знания.
Краткий обзор основных теорий интеллекта
На данный момент разработано большое количество самых различных теорий интеллекта. Психологи, изучающие это явления, старались рассмотреть его со всех сторон и предлагали собственные схемы. Давайте рассмотрим основные из них.
Теория Кэттелла
Этот психолог считал, что существует два типа интеллекта:
- Текучий (свободный). Он является наследственным, дается человеку от рождения и не зависит от культурных факторов. То есть это природные способности: ходить, обучаться действиям, петь и так далее.
- Кристаллизованный. Его можно также назвать искусственным, так как кристаллизованный интеллект приобретается в процессе овладения культурой, в процессе обучения. Сюда можно отнести умение читать, писать, решать математические задачи и так далее.
Теория Спирмена
Английский психолог Чарльз Спирмен создал иерархическую модель интеллекта. По его мнению, во главе всего стоит общий (главный) фактор – фактор G. Он общий для всех людей, но может иметь разные количественные показатели. В свою очередь фактор G делиться на арифметический, механический и лингвистический интеллект. Эти виды присутствуют у каждого человека, но имеют разную выраженность, которую можно определить с помощью теста интеллекта.
Теория Терстоуна
В ответ на теорию Спирмена этот американский психолог попытался выделить собственные факторы интеллекта и пришел к выводу, что не существует единого фактора G, а есть 9 основных факторов:
- Пространственные отношения
- Вербальные отношения (как понимание слов)
- Перцептивная скорость (скорость протекания умственных процессов)
- Операции с числами
- Беглость речи
- Память
- Индукция
- Механические способности (способности тела)
- Дедукция
Совокупность этих факторов обуславливает интеллект и его количественные показатели (выявляются при помощи тестов). При этом одни факторы у конкретного человека могут быть развиты лучше, чем другие.
Теория Гилфорда
Джой Гилфорд пошел еще дальше своих коллег и создал многофакторную модель интеллекта, которая включает в себя 120(!) факторов. Интеллект он представлял в виде:
- Содержания мышления
- Операций мышления
- Результатов мышления
Эти измерения независимы по отношению друг к другу и каждое может включать в себя несколько видов (4 для содержания, 5 для операций и 6 для результатов). Сочетания всех этих переменных (если их перемножить) как раз и дают 120 факторов.
Теория Гарднера
Говард Гарднер считал, что существует не один тип интеллекта, а несколько различных типов:
- Логико-математический (способности к математике и другим точным наукам)
- Словесно-лингвистический (владение словом в идеале, умение хорошо говорить, отлично понимать речь, писать книги)
- Визуально-пространственный (способность отлично ориентироваться в пространстве, создавать что-то своими руками, разбираться в схемах, чертежах и пр.)
- Телесно-кинестетический (способность в идеале владеть собственным телом – заниматься спортом, танцами и т.д.)
- Музыкальный (абсолютный музыкальный слух, умению хорошо петь, писать музыку)
- Натуралистический (способность познавать окружающий мир, взаимодействовать с природой, обращаться с животными)
- Межличностный (умение взаимодействовать с другими людьми, понимать, чувствовать их)
- Внутриличностный (способности к самопознанию)
Как мы теперь знаем, существует много концепций интеллекта, но все они говорят о том, что интеллект – понятие многогранное и очень широкое. У каждого человека он индивидуален. Поэтому говорить о низком уровне интеллекте по отношению к детям, не отличающимся, например, успехами в школе, в корне неверно.
Тесты интеллекта и что такое IQ
Итак, теорий интеллекта много. Что же тогда измеряют тесты, на что они направлены и стоит ли доверять их результатам?
Первые тесты интеллекта появились в 1904 году и были созданы для того, чтобы распределять детей с разными способностями по разным классам и школам (например, обычные и коррекционные учебные заведения). С тех пор существенно изменились сами тесты, но их главное предназначение осталось неизменным.
Пример задания из детского теста Векслера. Источник фото
Как правило, сегодня в детских садах и школах для диагностики интеллекта применяют тест Векслера (существует несколько вариантов для детей разного возраста, а также тест для взрослых). Он включает в себя 12 субтестов, направленных на измерение разных параметров (например, осведомленность, понятливость и другие). Результатом является количественная оценка – коэффициент интеллекта (IQ). Как правило, критерии оценки следующие:
- 90-110 баллов – норма, которую имеет большинство людей
- Более 110 баллов – одаренность
- Менее 90 баллов – умственная недостаточность (70 баллов – умственная отсталость)
Детские тесты интеллекта позволяют выявить наличие у ребенка запаса знаний, а также сформированность некоторых способностей (умение хорошо говорить и оперировать словами, находить сходства/различия). Однако следует учитывать, что результат – это лишь количественная, но не качественная оценка. Она не позволяет говорить о дальнейшем развитии ребенка и не дает разъяснения причин получения конкретных результатов. Правильная и качественная диагностика интеллекта детей должна включать в себя комплекс методик, которые проводит и интерпретирует квалифицированный специалист-психолог.
ПРИМЕЧАНИЕ! Тесты интеллекта, которые можно пройти онлайн в интернете, часто дают неверные результаты. Их оценки отличаются от нормативных и могут дезориентировать в отношении интеллектуальных способностей ребенка/взрослого.
Несколько рекомендаций по развитию интеллекта напоследок
Группа 1: Интеллект как способность к обучению и усвоению знаний
Для развития этого направления будет полезно:
- Повышать общую осведомленность ребенка. Маленьким детям читайте книги, рассказывайте интересные факты из физики, биологии, географии, астрономии истории и других наук. Детям более старшего возраста покупайте энциклопедии и книги, обсуждайте с ними интересные вещи, пройденные в школе, затевайте игры с научной направленностью (например, викторины, исследовательские игры и другие).
- Решать головоломки и задачки. Это могут быть ребусы, математические и логические задачи, поиск отличий, рисование картинок по точкам, кроссворды и так далее. Выбор конкретных заданий зависит от возраста ребенка.
- Познавать и пробовать максимум нового. Ребенку нужно развиваться всесторонне. Поэтому ему необходимо просматривать познавательные фильмы и программы, ходить на выставки/в театр/в кино, посещать кружки, гулять во дворе и прочее.
Увлеченное чтение – один из способов развития интеллекта. Источник фото
Группа 2: Интеллект как способность к творчеству
По мнению ряда ученых, способности к музыке, рисованию и танцам также являются видами интеллекта. В развитии этого направления помогут:
- Кружки и секции
- Культурные походы (выставки, экспозиции, театры)
- Прослушивание классической музыки
- Регулярное рисование (на любом уровне, доступном ребенку)
- Создание чего-то своими руками (лепка, конструирование, вышивание, шитье, плетение, выжигание по дереву)
Группа 3: Интеллект как способность к адаптации и взаимодействию
Известны случаи, когда великие ученые, достигшие огромных успехов в определенной науке, оказывались абсолютно беспомощными в жизненных ситуациях или в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Чтобы у вашего ребенка данная сторона интеллекта также была пропорционально развита, следует:
- Чаще общаться с ним, обсуждать самые различные области и стороны жизни
- Всячески поощрять общение ребенка с другими людьми, помогать ему в поиске друзей (во дворе, в школе, в кружке/секции, по переписке и т.д.)
- Задействовать детей в решении бытовых вопросов: просить помочь прибить гвоздь/сходить в магазин/помыть посуду
- Учить ребенка обращаться с деньгами, планировать бюджет
- Читать художественную литературу и обсуждать героев (их характеры, поступки, мысли, чувства)
Интеллект – это не только умение учиться, но и умение ладить с людьми. За развитие интеллекта у этих двоих точно можно быть спокойным.
Интеллект – вещь многогранная и во многих аспектах еще не познанная. Но ясно одно: интеллект – это не только способность обучаться в школе или вузе. У каждого человека он индивидуален и позволяет преуспеть в одних областях больше, чем в других. Развитие интеллекта у ребенка должно быть направлено на совершенствование всех его сторон, а также на выявление наиболее сильной стороны и ее продвижение.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
16 апреля 2015