За время существования ЕГЭ обществознание превратилось из дисциплины, воспринимающейся скорее как дополнительная нагрузка к “серьёзным” алгебре и языку, в одну из самых важных составляющих школьной программы. Именно обществознание выбирают в качестве предмета по выбору больше половины московских школьников. Кажется, обществознание легче всего в освоении (по сравнению, например, с историей и физикой, следующими двумя наиболее популярными предметами по выбору). Но может ли изучение обществознания в школе дать хотя бы отдалённо объективную картину того, что происходит вне школьных стен? Преподаватели Ассоциации Репетиторов Максим Геннадьевич и Кирилл Валерьевич попытались помочь нам разобраться в этом вопросе.
Очень уж странный предмет
От всех других школьных предметов обществознание отличает в первую его интегративное устройство: фактически, школьники занимаются и экономикой, и социологией, и политологией, и культурологией одновременно.
Такая сложность в устройстве программы, теоретически, должна объяснять и специфику устройства курса. С пятого по седьмой класс школьников знакомят с основными общественными институтами (как, например, институт семьи). Затем учащиеся узнают, что, оказывается, общество — это система, состоящая из элементов-сфер жизни общества. В этот момент школьники приступают к изучению экономической, социальной, политической и духовной сфер. Вопросы морали и права как инструментов, регулирующих всё происходящее в вышеперечисленных сферах, рассматриваются отдельно.
И уже в последние два школьных года обществознание как бы смещает фокус, помещая в центр событий собственно человека. Темы, которые проходят школьники, теперь непременно включают слова “человек” и “система” (политических институтов, экономических отношений, etc.). Фактически, одни и те же вопросы рассматриваются курсом несколько раз, но с разных точек и в разном приближении.
Источник фото
Какие задачи ставит перед учениками школьный курс обществознания?
“Главные задачи обществознания как предмета — сформировать представления у обучающихся об основах функционирования общества как целостной системы, среды существования человека, — считает Максим Геннадьевич, преподаватель обществознания и истории, выпускник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Что такое общество?
- Как правильно относиться к общественным установлениям?
- Как правильно использовать знания о нем?
Такими видятся мне основные вопросы школьного курса”.
Что говорят книги
Фигура учителя, разумеется, всегда будет ключевой, о каком бы предмете мы ни говорили. И всё же любопытно понять, как устроен учебник, из которого школьники предположительно черпают знания о том, что окружает их за пределами школы.
В сентябре прошлого года вокруг одного из учебников по обществознанию (учебник под редакцией Анатолия и Татьяны Никитиных, издательство “Дрофа”) развернулся скандал: авторы учебника исключали инвалидов с психическими заболеваниями из числа личностей, отказывая им во всём, что образует “духовный мир личности”.
Источник фото
Вместе с тем, ещё два года назад молодой учёный Илья Сергеевич Шегаев обозначил основные проблемы учебников по обществознанию. На IV международной научной конференции в Санкт-Петербурге он выступил с речью “Обществознание в системе современного образования”. Вот несколько отрывков из неё:
- Абсолютное большинство учеников младших классов отмечает «запутанность текста» параграфов, под которой подразумевается слабая структурированность подаваемого материала, несмотря на довольно внушительные объемы.
- Учебно-методический комплекс пятых и шестых классов является довольно простым для понимания современного ребенка (дети быстро схватывают содержание вопроса, язык текста более чем доступен, а терминологии напротив — категорически не хватает). Литература десятого и одиннадцатого классов, наоборот, воспринимается аудиторией сложнее, ученики также отмечают отсутствие принципа системности в изложении материала.
- Учебник по обществознанию для десятого класса (профильный уровень) включает в себя множество той информации, которая не используется в контрольных материалах. Например, частные вопросы философии, темы посвященные изучению историко-политических учений древней Греции и Дальнего Востока и т. д. Нельзя не согласиться с аксиомой: знания лишними не бывают, однако в условиях сжатых сроков куда более целесообразно сделать ставку именно на «рабочие» темы ЕГЭ.
Кирилл Валерьевич, преподаватель истории и обществознания, выпускник МПГУ, тоже имеет претензии к учебникам по обществознанию:
“Учебник Боголюбова 8-9 классов не структурирован, много тем — вода. Мне он не нравится. Я бы его изъял”.
Кто, если не учебник?
И тем не менее, обширность тем, которые рассматривает обществознание, позволяет преподавателю прибегать к нестандартным подходам, не только не прибегая к учебнику, но и используя авторские наработки и материалы, связанные как раз-таки с массовой культурой
Лиля Брайнис, преподававшая обществознание старшеклассникам, вспоминает:
“Тему экологии мы разбирали с восьмым классом на материале статьи про мусор из журнала Esquire. Культуру и мораль проходили в кабинете без парт и стульев, где каждый выражал свое отношение к спорным утверждениям, выбирая собственное место в пространстве между «ДА» на одной стене и «НЕТ» на противоположной”.
Константин Павлюц, преподаватель ГБПОУ ММТ им. Л.Б. Красина, использовал для урока по обществознанию всемирно известную сагу “Игры престолов”, пользующуюся бешеной популярностью у подростков. (План этого урока выложен в сеть, так что другие преподаватели могут его использовать в качестве материала или источника вдохновения).
А образовательный центр LUDI предложил своим студентам поразмыслить над новым альбомом рэпера Oxxxymiron с точки зрения обществознания, задав вопросы о политическом режиме вымышленного Горгорода, о котором идёт речь в песнях исполнителя.
Источник фото
Жизнь после школы
Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, довольно точно формулирует центральную проблему современного школьного обществознания:
“В современном обществознании, когда оно преподается, очень остро проявляются все проблемы, с которыми школьник сталкивается за пределами школы. Нарастает противоречие между тем, что слышит школьник, например, с экранов телевизора, читает в СМИ, видит в интернете. Ранее такой остроты в противоречии требований не было, сегодня это противоречие нарастает”.
Источник фото
Это противоречие, разумеется, не может не сказываться на том, как ученики подходят к предмету.
“С течением времени представления учеников о социуме, конечно, меняются, — считает Максим Геннадьевич. — Думаю, в сторону усложнения картины. Раньше превалировало представление, что общество – это просто среда нашего обитания, а все обществознание – это переливание из пустого в порожнее, «общага», одним словом. Сейчас ввиду необходимости использовать примеры для иллюстрации тех или иных феноменов общественной жизни (для решения задач в формате ЕГЭ) ученикам яснее видна сложность, неоднозначность общественных проблем и существенные различия в функционировании различных культурных сообществ”.
Очевидно, что эта нестыковка должна так или иначе провоцировать определённые изменения — как в собственно курсе, так и в учебных пособиях. Эта тема уже обсуждается экспертами, которые пытаются прийти к общему мнению относительно того, каким должен быть новый учебник и что должна включать программа, отвечающая текущим запросам.
“Необходимо коррелировать программу по обществознанию с вузовскими программами по основам общественных наук, — подчёркивает Максим Геннадьевич. Текущая программа по обществознанию требует радикальных изменений, особенно разделы – Экономика, Социальные отношения, Общество и человек. Необходимо знакомить учеников с научным подходом, давать представление об альтернативных точках зрения в социальной философии, социологии, экономической науке, пытаться их оценивать по системе плюсы и минусы, а не делать винегрет из К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма и М.Фридмена”. В связи с широким развитием онлайн-сообществ и интернет-среды программа по обществознанию может и должна включать больше материала об информационном обществе и влияния виртуальной среды на общественную жизнь. Например, знакомить учащихся с такими теориями, как «общество спектакля», теория стигматизации и т. п.”.
Источник фото
То, что обсуждение изменений в текущей программе по обществознанию, происходит на уровне экспертного сообщества, — повод, пусть и слабый, надеяться, что нынешний школьный курс сможет подстроиться под окружающую действительность. В конце концов, именно соответствие реальности — первое требование к предмету, который выступает своего рода мостиком между школой и тем, что ждёт за её пределами.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
21 января 2016