Почти каждый взрослый так или иначе сталкивался в своей жизни с психологической защитой под названием “обесценивание”. Но так уж вышло, что большинство из нас не знает ни словосочетания “психологическая защита”, ни тем более её устройства и способов её распознать. Чем это опасно и почему любому родителю стоит знать о том, как она работает, мы рассказываем в сегодняшнем выпуске блога Ассоциации репетиторов.
На старт, внимание, защита!
Представьте на секунду, что вы внезапно столкнулись с чем-то очень страшным и непонятным. Если бы дело происходило в реальной жизни, вы бы спрятались в ближайшее укромное место. Ровно тот же манёвр проделывает наша психика, когда сталкивается с чем-то, что не может “переварить”, — прибегает к психологической защите, своего рода убежищу.
Психологических защит существует огромное количество, и за время взросления у нас появляются “любимые” — те, к которым мы прибегаем чаще всего. Один из безусловных хитов среди психологических защит — обесценивание. Именно ему мы должны быть благодарны за привычку к нездоровому перфекционизму. И именно этой психологической защитой пользуется подавляющее большинство родителей школьников.
“Обесценивание — защитный механизм, позволяющий нам снимать тревогу”, — объясняет психолог Анастасия Михайловна
“Это очень понятный механизм: если перед вами что-то большое и страшное, проще всего притвориться, что оно маленькое и незначительное. Иногда мы с помощью него защищаемся от чего-то вовне, а иногда обесцениваем самих себя или своих детей — их увлечения, достижения, черты характера”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/55975562@N07/16401774658/sizes/l)
По словам Анастасии Михайловны, большая часть взрослых, обращающихся к психологу, сталкивались с обесцениванием в детстве. Именно поэтому так важно научиться распознавать проявления этой психологической защиты и по возможности сдерживать их в отношении собственных детей, подчёркивает психолог.
Откуда оно взялось?
“Обесценивание связано с низкой самооценкой и убеждением, что у нас никогда и ни при каких условиях ничего не сможет получиться (угадайте, откуда мы это знаем?). И когда у нас, ничего собой не представляющих, что-то начинает получаться, возникает невыносимое чувство тревоги. Именно она выступает в роли того самого большого и страшного чудища, с которым нужно как-то справиться. Тут-то и включается обесценивание: мы “подсказываем” себе, что на самом деле
а) у других всё лучше;
б) мы сделали всё вкривь и вкось;
в) это совсем не то, к чему мы стремились.
И так далее. И благодаря этому всё возвращается на свои места, а мы возвращаемся в зону комфорта”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/sochi2014/8511598821/sizes/l)
Как ни пародоксально, но именно состояние “у меня всё плохо и я какой-то не такой” — точка отсчёта для абсолютного большинства. Связано это с тем, что привычка думать так появляется у нас ещё в период взросления и связана с атмосферой в доме родителей. Мы взрослеем, но механизм при этом не меняется: в основе наших действий по-прежнему убеждение, что норма такова, какой мы её знаем. И обстоятельства, способные на неё повлиять, вызывают у нас ужас и желание как можно скорее вернуть всё как было.
“Конечно, было бы несправедливо обвинять всех без исключения родителей в том, что они обесценивают своих детей. Но этот механизм очень хитрый: он может инсталлироваться даже в том случае, если мы ругаем за плохое и не реагируем на хорошее. Что это значит в переводе на язык ребёнка? Что только его негативные поступки и проявления остаются замеченными”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/julybredis/19255145302/sizes/l)
Попытки остаться в русле привычно негативного самовосприятия обычно осуществляются с помощью одного из приёмов.
-
Самосаботаж — всевозможные попытки отвлечь себя от достижения поставленных целей. Прийти к достигнутому значило бы встретиться нос к носу с собственным страхом выхода из зоны комфорта, в которой всё стабильно плохо.
-
Самостигматизация — признание себя заведомо “неправильным”. Такая позиция даёт карт-бланш на то, чтобы прикладывать минимум усилий ко всему, чем приходится заниматься. Если вообще приходится.
Где его искать?
Сложно поверить, что кому-либо из родителей всерьёз может прийти в голову обесценивать увлечения или достижения своего ребёнка. И тем не менее, это происходит, и происходит регулярно. Чаще всего это остаётся незамеченным, поскольку обесценивание пока скорее считается нормой. Но зная о его проявлениях, можно начать обращать на него внимание – и тем самым его искоренять.
-
Однозначные оценки.
“Ну ты и балбес!”, “Ты лентяй!”, “Кем нужно быть, чтобы не написать элементарную контрольную?”. Недостатки ребёнка в таких фразах оказываются подчёркнуты жирной чертой, в то время как выхода из ситуации не предполагается. Вследствие этого ребёнок научается принимать негативную оценку себя как единственно возможную.
-
Условно позитивные оценки. “Ты пока слишком мал”, “Ах ты мой милый глупыш” — на первый взгляд трепетные родительские заявления. На второй же — привычка ребёнка полностью принимать себя только в качестве милого глупыша, пока что слишком маленького, чтобы совершать поступки.
-
“Ты написал на “отлично”? Ну ничего себе”, “Ну ещё бы ты не получил “пять”, у всех по географии “пять” — да, звучит совсем как одобрение, да ещё и такое, которое побуждает стремиться стать лучше и держать планку. На деле ребёнок явственно ощущает свою неуверенность — в самом деле, в чём его заслуга, если сделанное, даже потребовавшее усилий, — в порядке вещей?
-
“У тебя не спрашивают”, “Ты в этом ничего не понимаешь” — родитель таким образом избавляет себя от, казалось бы, очевидно неуместных попыток ребёнка помочь. Однако в то же самое время он обесценивает стремление ребёнка исследовать и пробовать, указывая на то, что ему нельзя делать (не объясняя при этом, когда и как можно).
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/147013804@N03/35662307566/sizes/l)
“Обесценивание настолько плотно интегрировано в наше поведение и речь, что мы его даже не замечаем, — комментирует Анастасия Михайловна. — Вспомните фразы про смех без причины, про “Ну что ты ноешь”, про “Мне же не страшно” — это всё яркие маркеры обесценивания эмоций ребёнка. Существуют и другие способы — например, интеллектуальное обесценивание, когда родитель выполняет за ребёнка уроки или принимает за него все решения. Или же, что тоже наблюдается сплошь и рядом, пребывает в уверенности, что ребёнок “достаточно умный”, чтобы догадаться, как себя вести и чего от него хотят в 100% случаев (с неизбежным “ну неужели сложно было понять” в противоположной ситуации)”.
Момент X
В контексте разговора об обесценивании нельзя пройти мимо одного из самых важных моментов, связанных с образованием, — о принятии решения о будущей профессии. Как правило, это то самое “узкое место”, где большинство родителей, даже самых толерантных и выдержанных, запросто теряют самообладание.
До непосредственного поступления в вуз вопрос о будущей профессии задаётся не единожды, и первый раз приходится на тот возраст, когда ребёнок, скорее всего, ещё не в состоянии принять взвешенного решения. Но если ответ про космонавта вызывает у родителей снисходительную улыбку, то у ответа про дворника или продавца шансов куда меньше. За дело берётся обесценивание.
“Заявление о том, что ваш ребёнок собирается работать по профессии, которая в вашей картине мира не считается достаточно престижной, вызывает желание немедленно отговорить его от этого, и самый простой способ — обесценить её. И это очень коварный момент: вы не только преуменьшаете значимость той или иной профессии в глазах ребёнка, но попутно демонстрируете ребёнку, что даже его мечты ограничены вашей волей”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/antimidia/7986070738/sizes/l)
“Но как можно отреагировать иначе, если он собрался стать дворником/клоуном/курьером?”. Лучшая реакция — заинтересованность.
-
Расспросите ребёнка о том, чем, как ему кажется, занимается человек, работающий по названной профессии.
-
Спросите у него, почему он выбрал именно эту профессию. Вполне возможно, его привлекает не сама профессия (допустим, курьера), а возможность весь день перемещаться с места на место — и тогда, может статься, обнаружатся и другие профессии, позволяющие этим заниматься.
-
Предложите помочь какому-нибудь взрослому, работающему тем, кем хочет стать ваш ребёнок. Худшее, что может выйти, — вам придётся смириться с тем, что ребёнку (в данный момент) действительно нравится работа дворника/клоуна/курьера.
Последнее, конечно, чревато тем, что этот момент затянется — и тогда ваше чадо действительно пойдёт работать по понравившейся профессии (вдобавок миновав вуз). И ваша безусловная заслуга как родителя будет состоять в том, что вы, не поддавшись желанию объяснить “как на самом деле правильно”, предоставили ему самостоятельно оценить, насколько хорош тот выбор, что он сделал. А значит, существенно повысите его шансы на счастье.
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/toyokazu/10378127954/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
14 сентября 2018