Блог Ассоциации репетиторов регулярно пишет о проблемах учащихся. Этот выпуск — исключение: на сей раз мы решили поговорить о том, что ожидает будущих учителей — то есть, тех, кто по какой-то причине выбрал для себя преподавание в качестве профессии. Профессиональными советами нам, по старой традиции, помогли наши преподаватели — Лариса Зиновьевна и Ольга Валентиновна.
Хотеть стать учителем лет этак сорок назад было в порядке вещей: если “стать космонавтом” — красиво, но недостижимо, то “стать учителем” — не только по силам, но ещё и почётно. Про учителей складывали стихи, им посвящали повести, само слово “учитель” было овеяно ореолом исключительной положительности.
Социальные изменения последних десятилетий привели к потере престижа профессии. Сегодня мнение мамы, считающей, что “сын сошёл с ума и хочет стать… учителем!!!” скорее будет встречено с пониманием большей частью других мам. Что произошло? Почему в преподаватели больше не принято стремиться?
Реалии
Первое “против”, которое приходит на ум среднестатистической маме, чей ребёнок собрался в педагогический вуз, — это размеры заработка, ожидающие её чадо в будущем: принято считать, что они традиционно невелики.
Однако было бы ошибкой считать, что зарплата — единственный критерий, ответственный за невесёлый шлейф, тянущийся за профессией. Но если так, то что ещё может омрачить существование учителя?
-
Бюрократия. Казалось бы, наступление эры компьютеров должно было как-то облегчить жизнь преподавателей, но ситуация ровно обратная: если верить учителям, сейчас заполнения бумаг в их жизни куда как больше, чем даже двадцать лет назад. От преподавателей требуется подробно прописывать программы, притом сдавать их необходимо как в электронном, так и в бумажном виде — и каждый год заново. К каждому уроку к тому же необходимо писать технологические карты. Всё это здорово изматывает, а иной раз и злит учителей (подробно об этом можно прочесть, например, в этом опросе.
-
ФГоСы. Расшифровывается эта аббревиатура как “федеральный государственный стандарт”. К жизни современного учителя он имеет непосредственное отношение: педагог обязан иметь специальное фгос-образование, которое необходимо получать на специальных курсах, которые находятся подчас на другом конце города.
-
Фактор “На новенького”. Всевозможная “неучебная” нагрузка вроде организации праздников, создания стенгазет и прочих творческих процессов обычно ложится на плечи “молодняка”: маститые педагоги стараются отстраниться от подобных дел, освобождая время для заслуженного отдыха.
-
Наконец, ученики. Здесь, кажется, не нужно лишних слов. Лучше всего о суровой реальности, поджидающей учителя в классе, рассказал одиннадцатиклассник Андрей Никитин. Разумеется, ученик одиннадцатого класса в день самоуправления и профессиональный педагог — две большие разницы, но не стоит питать иллюзий на этот счёт: профессия учителя включена сегодня в сферу обслуживания и формально, и что называется на уровне идей — большинство учеников и их родителей воспринимают учителя именно в этом ключе.
“Надо понимать, что пока в России профессия учителя не очень престижна, но, пожалуй, это одна из интереснейших творческих профессий. А еще надо понимать, что придется учиться не только в вузе, но и после вуза, всегда, постоянно повышать квалификацию, перенимать передовой опыт коллег, делиться собственными наработками”, — комментирует Ольга Валентиновна, преподаватель обществознания.
“Поступать в педагогический вуз надо не по результатам проходных баллов, а по призванию. Чувствуете ли вы его в себе? Готовы ли вы терпеть трудных подростков, готовы ли по несколько раз в день повторять одно и то же, терпеливо относиться к тем, кому не удается с первого раза понять очевидных (для вас) вещей?”.
Труды праведные
Готовя себя к карьере преподавателя, можно предугадать многое — например, уже перечисленное нами парой абзацев выше. Но есть нюансы, которые в полной мере раскрываются только с приобретением опыта.
“Первая трудность, с которой можно столкнуться на пути преподавания, заключается в том, что отличное знание предмета и грамотное использование педагогических методик не всегда приводит к ожидаемому результату”, — говорит Ольга Валентиновна.
“Дело в том, что доступно изложить материал, проверить, правильно ли ученик все записал, отработать с ним задания на уроке — это лишь верхушка образовательного айсберга. Важно воспитать в учащемся внутреннюю самодисциплину, сформировать такую мотивацию, которая будет побуждать его к обучению не только ради получения хорошего балла, но и по своему собственному интересу. К сожалению, не всегда в одном классе подбираются учащиеся одинакового уровня знаний. И тогда перед учителем встает задача выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы уроки были полезными для всех учеников. Для этого, конечно, нужна тщательная подготовка к урокам, подбор индивидуальных заданий буквально для каждого учащегося”.
Именно подготовку к занятием Ольга Валентиновна считает самым сложным — и одновременно самым ценным в профессии преподавателя. Как говорит сама педагог, это именно то, что позволяет ей расти профессионально:
“Для меня такой сложностью является адаптация материала по моему предмету к интересам и жизни самого ученика. Обществознание как интегральный предмет дает такие возможности, но тем не менее не все темы представляются актуальными для подростка 14-17 лет.
Поэтому я стараюсь обрисовывать им ситуации из их жизни, когда те или иные знания могли бы или еще смогут пригодиться. Другими словами, я адаптирую учебные знания к жизни подростка.
Именно в этом для меня сейчас заключается некоторая сложность, поскольку, как, наверное, понимает каждый закончивший среднюю школу человек, не все те знания, которые мы изучали, нам пригодились впоследствии, после того, как мы сдали все экзамены. Поэтому мой внутренний рост заключается в умении делать абстрактный учебный материал полезным и применимым в обыденной жизни”.
Советы старших
Как и в любом деле, где навыки оттачиваются в течение долгого времени, в преподавании важно вовремя обзавестись наставником, с которого можно будет брать пример и у которого при случае получится попросить совета.
Пока будущие педагоги определяются со своими планами на вуз и на карьеру, мы попросили наших преподавателей наставить их для будущей профессиональной деятельности.
Лариса Зиновьевна, лауреат премии Президента РФ, поделилась сразу целой россыпью советов, попутно объяснив, что самое главное в профессии преподавателя:
“Самое главное. Детей надо любить. А главное, понимать. Хорошо знать психологию каждого возраста. Нельзя обучать сразу всех, урок должен быть построен на каждого ученика в отдельности. Обязательно создавать ситуацию успеха для каждого. Приходить к ребятам всегда с улыбкой, что бы ни было у тебя на душе. Быть интересным для учеников — тогда они будут спешить на твой урок. И помнить, что они воспитывают нас больше, чем мы их.
Учитель должен непрерывно учиться. Учиться у своих коллег, использовать все возможные средства. А загодя невозможно знать все ситуации, которые могут возникнуть при работе с детьми. Очень часто весь вечер готовишься к уроку, но потом возникает ситуация, которую невозможно было предвидеть — и приходится на ходу всё менять. Но умение импровизировать приходит с опытом. Извлекаешь урок из каждой ситуации.
Также надо уметь контактировать с родителями. Нужно постараться решить трудный вопрос самой, а с родителями посоветоваться, как лучше наладить контакт с ребёнком. И обязательно похвалить ученика. А ещё лучше увидеть назревание конфликта и ликвидировать эту ситуацию заранее. Мой главный совет: учитель обязан уважать каждого априори, а не за что-то”.
“И еще один совет хочу дать тем, кто решит связать свою жизнь с преподаванием, — добавляет Ольга Валентиновна — скорее всего, придя в ваше первое учебное учреждение на работу, вы столкнетесь не совсем с тем, чего ожидали. Так вот, не спешите увольняться после первого учебного года. Как бы ни было трудно на первых порах, уверяю вас, через 2-3 года вы не будете мыслить свою жизнь без учеников и преподавания”.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: