За последние десятилетия наука шагнула чрезвычайно далеко: завершился масштабный проект по расшифровке генома человека, было разработано искусственное сердце, пригодное для трансплантации, Григорий Перельман доказал теорему Пуанкаре, а в распоряжение людей поступили бионические протезы. Тем не менее, сотни тысяч жителей России и других стран мира продолжают верить астрологическим прогнозам и лечить переломы подорожником. Почему научное знание по-прежнему терпит поражение в битве с предрассудками – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.
Представьте: мужчина, почувствовав недомогание, сразу идет к врачу, проходит обследование, принимает нужные препараты и вновь становится здоровым и счастливым. Или женщина, рассыпав соль, спокойно убирает ее с пола и думает: «Какая ерунда, с кем не бывает». Или ребенок, решив прокатиться на роликах по песку, сперва на всякий случай открывает ученик физики, чтобы проверить, чем могут быть чреваты подобные эксперименты.
Все эти действия кажутся совершенно логичными, и вроде бы непонятно, как можно поступить по-другому. Однако мир, в котором люди ведут себя именно так, по-прежнему остается недостижимым идеалом. В реальной жизни тот самый мужчина с большой долей вероятности поставит себе диагноз с помощью советчиков из социальных сетей, женщина следующие несколько недель будет напряженно ждать беды, а ребенок выедет на роликовых коньках на пляж и тут же застрянет или упадет.
Интернет – не панацея
Кажется, что в век развития интернет-технологий нет ничего проще, чем зайти на сайт какой-нибудь научной библиотеки и найти любые данные о мире, проверенные и подтвержденные опытным путем. Даже записаться на прием к врачу теперь можно посредством буквально пары «кликов» компьютерной мышкой. Увы, его величество интернет вполне может в данном случае оказать не помощь, а медвежью услугу:
- Во-первых, система выдачи результатов поисковых сервисов устроена так, что нас первым делом отправляют на самые популярные сайты. Но популярность ресурса вовсе не гарантирует того, что на нем появляется достоверная информация;
- Во-вторых, интернет – пространство, свободное от цензуры. Любой человек, который считает себя знатоком медицины, физики или психологии может написать в своем блоге все, что в голову придет. При этом универсального реестра, в котором перечислены сайты и «эксперты», доверять которым не стоит, не существует;
- Наконец, в-третьих, жаждущий знаний, но неподготовленный человек без соответствующего образования зачастую попросту не сможет продраться через научный текст, где бы он ни находился: в книге, в журнале или на сайте университета. Другое дело – форумы: там с тобой будут говорить «нормальным» языком и дадут понятный совет.
«Проблемы, возникающие в обычной жизни, часто требуют быстрого решения, - считает Мария Александровна, преподаватель химии и биологии. - Поэтому важную роль играет доступность и простота информации, способность человека к ее быстрому анализу и критическому восприятию. К сожалению, большинство научных, полезных обычным людям знаний – например, информация о новых лекарствах, а также более эффективных и безопасных методах диагностики – содержатся в статьях, которые написаны с использованием терминов, знакомых лишь узким специалистам. Самые новые материалы и вовсе часто англоязычные, а доступ к ним может быть платным. Получается, что положиться на собственную интуицию, опереться на приметы намного легче и быстрее. При этом, оперируя малым объемом неточной информации очень трудно принять по-настоящему разумное решение».
Мифологическое сознание
Впрочем, особенностями доступа к информации в сети проблема недоверия к науке отнюдь не исчерпывается. Да, по статистике около 70% россиян пользуются интернетом. Цифра вроде бы внушительная. Однако это вовсе не означает, что даже для этих 70% интернет является основным источников знаний о мире: две трети наших соотечественников в качестве такового называют телевизор. А по телевидению, как мы знаем, идет масса передач и сериалов, посвященных паранормальным явлениям.
Нам подспудно внушают мысль о том, что каждая мелочь, происходящая с нами, является не случайностью, а зловещей приметой. И чтобы отвести от себя беду, нужно обязательно обратиться к экстрасенсу или гадалке. Ситуация усугубляется тем, что в подобных передачах жизнь предстает захватывающей, полной тайн и приключений. Ученый объяснит звуки катающихся шаров, доносящиеся из квартиры сверху, свойствами акустики в доме, повреждениями перекрытий, отголосками проходящей под землей линии метро и т.д. Но ведь это – скучно! Куда более привлекательной, интересной и будоражащей воображение кажется мысль о том, что переполох устраивает невидимый барабашка.
Немного иначе работает логика человека, который в случае болезни предпочитает обращаться не к врачу, а к «народным» средствам. Доказательная медицина – безжалостна: она ставит неутешительные диагнозы, назначает невкусные таблетки и болезненные процедуры и не всегда может гарантировать положительный результат. Зато бабушка говорила, что лопух, приложенный к больному месту, обязательно тебя вылечит.
«Для меня, как для врача, наука – это не только стимул к развитию, - делится Мария Александровна. - Это перспектива другой жизни, в которой возможно излечение бесплодия, опухолей, генетических заболеваний, продление жизни и улучшение ее качества. Возможно спасти близких и заранее узнать о своей болезни. Сейчас получает развитие персонализированная медицина – и это огромный прорыв. Можно узнать особенности своего организма, предупредить или остановить течение заболеваний, подобрать «свою» дозу лекарств и избежать использования токсичных препаратов. Но в некоторых регионах нашей страны ситуация обстоит так, что школа и больница находятся в нескольких километрах от дома, а педагогов и врачей катастрофически не хватает. Именно достижения науки помогут распространять знания и медицинскую помощь дистанционно».
Не хочу, не буду
«Можно рассмотреть этот вопрос и с психологической точки зрения, - продолжает Мария Александровна. - С самого детства ребенка могут настроить на то, что невозможно понять всего на свете. Что есть множество вещей, которые не нужно изучать, и стоит с этим смириться. В результате такой образ мыслей закрепляется на подсознательном уровне, а затем этот механизм начинает работать самостоятельно и во взрослой жизни. Мы смиряемся с тем, что думать рационально – не всегда верно, и можно положиться на приметы или чужое мнение. Существуют и другие важные факторы: тревога и чувство вины – парализаторы действия. Согласно статистическим данным Минздрава России за 2014 год, заболеваемость психическими расстройствами (в том числе расстройствами депрессивного спектра) достаточно высока и составляет 4962 человека на 100 000 населения. Объективно мыслить, судить и оценивать способен только тот человек, который уверен в своих действиях. Сознание, раздираемое конфликтами и противоречиями, порой просто обездвижено депрессией».
Вполне возможно, что отдельно взятый человек просто-напросто не хочет познавать мир с помощью научных истин, потому что это:
- Сложно
- Непонятно
- Требует больших усилий и самодисциплины
- Подразумевает наличие свободного времени
- Грозит множеством разочарований
- Открывает глаза на то, что ты совершил ряд неправильных, необдуманных поступков и сам виноват в том, что тебе приходится расхлебывать их последствия.
Научное знание – вещь вообще очень неудобная: оно фактически лишает тебя возможности свалить ответственность за все свои беды и огорчения на неизведанную сущность. Да, не в каждом обществе наука противопоставлена религии, и порой они уживаются вполне мирно. В конце концов, даже официальная католическая церковь признала, что теория эволюции может объяснять происхождение человека. Но научный взгляд на мир опирается на вполне однозначные причинно-следственные связи и, будем честными, дает довольно узкий простор для интерпретации того, что с тобой происходит и почему.
Еще одна сторона медали – отсутствие надежно работающих механизмов популяризации науки. Понятно, что в издательствах сегодня выходят сотни книг, доступно рассказывающих об устройстве Вселенной, о социальной организации животных, об эволюции языка. Но покупают их, как правило, взрослые люди, которые уже имеют хотя бы зачаточный интерес к той или иной сфере знаний. Детям, и без того загруженным уроками, приходится куда сложнее.
«На мой взгляд, один из самых эффективных методов популяризации науки – работа в лаборатории, - рассуждает Мария Александровна. - Ученики могут самостоятельно ставить опыты, а затем пытаться их объяснить: для ребят это увлекательный процесс, головоломка, которую нужно решить. В некоторых школах возможны выезды на биостанции с последующим написанием исследовательской работы: можно попробовать себя в роли настоящего ученого. В качестве дополнения – выступления ученых из вузов Москвы (МГУ, РНИМУ и пр.), книги, видео-лекции. Существуют сайты с возможностью прослушивания целого курса по интересующему предмету, где лекторами выступают профессора заграничных университетов, а для закрепления материала высылаются нестандартные задачи по пройденному материалу».
Впрочем, корень проблемы может крыться в том, что стереотипы об элитарности, недоступности, неприменимости к реальной жизни научного знания просто слишком глубоко укоренились в головах многих современных взрослых. Так что надежды, как всегда, стоит возлагать на подрастающее поколение.
«Среди моих учеников очень много ребят, которые интересуются наукой и хотели бы ей в дальнейшем заниматься, - рассказывает Мария Александровна. – Они активны и готовы изучать трудные темы, читать сложные учебники, бороться с олимпиадными задачами. Некоторые из них в дополнение к школе и занятиям с репетиторами проходят тестирование и поступают в заочные учебные заведения, слушают онлайн-курсы, выполняют творческие занятия. Они ходят на лекции по биологии и химии, читают Даррелла, Ридли и других ученых.
Конечно, наука может вызывать у школьников страх: обычно они не понимают, как осуществляется научная деятельность. Я столкнулась с ее элементами только при написании курсовых и выпускной квалификационной работы в институте: постановка цели и задачи, изучение статей и материалов, формулировка гипотезы, затем – практическая часть, состоявшая из комплектации лаборатории, ухода и работы с животными, проведения экспериментов, получения результатов, статистической обработки. Часто ребята не понимают, из каких источников можно узнавать новости науки, какие книги стоит читать. Ну, или считают науку слишком трудной, «взрослой» для себя, хотя это далеко не так. При возникновении у моего ученика интереса к науке я объясняю ему, что это – очень увлекательное занятие, в котором, конечно, есть свои трудности, но оно будет ему по плечу».
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
01 сентября 2017