Перезвоните мне

Отправляя форму, подтверждаю ознакомление и согласие с Пользовательским соглашением полностью.
Мы получили вашу заявку и перезвоним в течение 15 минут.
Москва
+7 495 741-00-33
пн-пт 8:00-23:00сб-вс 9:00-22:00
Важность внутренней мотивации для изучения иностранных языков.
Я преподаватель «Ассоциации репетиторов», и прежде всего хотела бы посвятить эту статью начинающим преподавателям, хотя она также может заинтересовать родителей юных покорителей гранита науки. Не так давно мне пришла мысль о написании статьи именно на данную тему, потому что я не раз задавала себе вопрос, почему предпочитаю работать именно со взрослыми, хотя имею значительный успешный опыт преподавания иностранных языков дошкольникам и младшим школьникам. За 8 лет преподавания верный ответ на данный вопрос уже найден, и хотелось бы им поделиться с вами.

Дело в том, что у взрослых учеников наиболее развита внутренняя мотивация, преобладает серьёзное, осознанное желание погрузиться в изучаемый предмет (в моём случае – в иностранные языки), тогда как у детей мы чаще всего наблюдаем внешнюю мотивацию при изучении предмета (стремление получить похвалу и поощрение родителей и учителей, хорошую отметку и т. п.), хотя, разумеется, и в этом случае встречаем немало исключений.

При грамотной работе репетитора внешняя мотивация при изучении предмета постепенно заменяется у ученика внутренней. Приведу пример из собственной педагогической практики.
Однажды родители 13-летней ученицы обратились ко мне с просьбой «подтянуть» их дочь по иностранным языкам, так как девочка не проявляла интереса к обучению в школе по французскому и английскому. Встал вопрос о необходимости заинтересовать ученицу преподаваемыми мною предметами.

С первого же занятия мне удалось понять, в чём причина – ребёнок испытывал трудности в выражении собственного мнения и пытался «вычитывать» ответы на любые вопросы из учебных пособий, боясь отклониться «от заданного курса». Это создавало определённый языковой барьер, препятствовало активному использованию лексики и обедняло спонтанную речь ребёнка, тогда как «заученные» тексты ученица всегда могла ответить на «отлично».

Проблема была решена при помощи розыгрыша на наших уроках мини-ситуаций на иностранных языках, с необходимостью спонтанного реагирования на реплики, «живой» реакции, а также составление и устный разбор эссе на различные интересующие ученицу темы.

Я была искренне рада видеть успехи девочки в школе, когда, увлечённая предметом и уже осознавая ценность собственного мнения для окружающих, она стала посвящать много времени самостоятельному изучению французского и английского языков.

Внутренняя мотивация взрослых (а у меня было и есть немало успешных учеников, посвятивших себя семье и/или карьере, при этом имея серьёзное желание уделять достаточно времени изучению преподаваемых мною предметов) видится мне одной из наиболее вероятных причин преобладания именно данной категории учеников в моей педагогической практике.

Если мы говорим о педагогическом процессе как о продуктивном взаимодействии преподавателя и ученика, то немаловажным будет заметить, что задача хорошего репетитора – не просто использовать определённый стиль преподавания, давший положительный результат у конкретного ученика, а стимулировать внутренние ресурсы, творческие способности обучающихся, учитывать особенности личности каждого ученика для того, чтобы «научить учиться», увлечь предметом до такой степени, чтобы ученик смог смело «пуститься в свободное плавание» с накопленными знаниями, навыками и умениями.
Лобанова Ирина
24.08.2010