Эта статья для Вас, если Вы собираетесь нанять репетитора:\
1. Для подготовки к ЕГЭ или ГИА;
2. Для подготовки к вступительному экзамену в университет;
3. Для подготовки к сдаче экзамена в университете.
Одним из основных вопросов, особенно для будущих абитуриентов, является естественно выбор преподавателя. Кого нанять? Студента, которого найти гораздо проще, да и дешевле, или преподавателя, с опытом работы, но и с соответствующей ценой занятия?
Четыре года назад я столкнулась с такой же дилеммой, готовясь к поступлению в ВУЗ, ломала голову над выбором, ведь с одной стороны преподаватель вызывает больше доверия, но с другой – а что если все равно не поступлю? – хоть сколько-то сэкономлю для будущего образования, наняв студента-преподавателя. В итоге: месяц, потраченный на раздумья, и два нанятых репетитора (студент и преподаватель ВУЗа).
Поэтому, вспомнив свои переживания накануне поступления, я решила написать это небольшое послание для будущих поколений, в надежде сэкономить временные и нервные затраты на принятие такого сложного решения.
Итак, в первую очередь определитесь с тем, какой тип преподавателя важен для Вас: строгий, требующий, иногда довольно жестокий в суждениях и высказываниях, или же наоборот более мягкий, отмечающий Ваши успехи. Не надо забывать, что в первую очередь успешность репетиторства складывается не из титульности преподавателя, а из контакта между учеником и учителем. Согласно социальному опросу, более 70% учеников, нанимавших репетиторов, ответили, что лучше усваивали информацию с преподавателем, оказавшимся более понимающим, нежели более строгим. Однако, мягкость преподавателя вовсе не является залогом успеха, если Вам заведомо необходим контролер в проделанных заданиях. Если Вам нужен такой контролер, то скорее всего Вам понадобится педагог с опытом или преподаватель ВУЗа. Если же Вы готовы заниматься с мягким и спокойным преподавателем – студент.
Во-вторых, все зависит от предмета, которым Вы хотите заниматься. Если Вам интересны сугубо точные и технически науки, то здесь нужен точный расчет и опыт. Основные формулы и теоремы, используемые, например, в математике, не меняются на протяжении многих-многих лет. Здесь чем больше опыта преподавания, тем лучше. Хотя конечно творческий подход сможет значительно расслабить занятия и помочь заинтересовать ученика. Если же Ваша цель - гуманитарные науки, то здесь нужно творчество. Изучая, например, экономику, гораздо важнее разбираться в современной ситуации, в тенденциях на рынке сейчас. Так, например, рассмотрев изучаемую модель на реально действующей компании или стране, вы получаете дополнительный ассоциативный ряд, связанный с данной теорией. В данном вопросе голоса социологического исследования по версии Leeds University (Великобритания) голоса распределились следующим образом: творческий подход к процессу обучения, по мнению учеников, показали 77% студентов, и всего 43% преподавателей (из них 85% были преподавателями, совмещающими преподавание с работой в бизнесе). Ученый этого же университета объясняют такие различия тем, что преподаватели, занимающиеся исключительно научно-учебной деятельностью, уходя в глубоко научные знания, меняют круг интересов и не проявляют достаточного интереса к реальному сектору. В то время как 78% школьников и студентов больше заинтересованы в применении полученных знаний на практике, что и вносят в такое понятие как «творческий подход». Поэтому такой подход могут обеспечить практикующие преподаватели либо студенты-репетиторы.
И наконец, третий, самый важный, на мой взгляд, фактор. Это метод преподавания и подход к обучению. Конечно, если Вы занимаетесь с преподавателем ВУЗа, а если еще и с преподавателем из того ВУЗа, куда планируете поступать, то Вам обеспечен подход профессиональный и принятый в данном университете. Что с одной стороны прекрасно, так как возможно это пригодиться и в дальнейшем обучении в самом университете. Но с другой стороны методы и объяснения могут оказываться иногда чересчур сложными и мудреными для школьников. Второй путь – студенческое преподавание. Оно зачастую отличается простотой изложения, так как студенты, помня свое собственное поступление и подготовку, могут рассказать то, как они для себя поняли этот материал, усвоили его и какие методы применяли для решения задач или хитрости для написания эссе и т.д. А если студент учится в Вашем будущем потенциальном ВУЗе, то очевидно его методы работают. Однако, основной задачей является выявление реальных знаний студента в преподаваемом предмете – это-то и является наиболее сложным этапом в процессе найма студента-репетитора.
И, заканчивая письмо-послание, хотела бы рассказать о своем опыте занятий с репетиторами. В свое время я занималась с профессиональным репетитором по математике и студентом 3 курса по обществознанию. Оба репетитора оказались замечательными, но при этом абсолютно разными. Математика проходила строго, сухо и всегда только по делу. В то время как обществознание было спокойным и даже забавным. В итоге по математике я получила призовое место на олимпиаде, а обществознание сдала экзаменом практически на высший балл. Разница заключалась только в том, что математикой я занималась упорно и усердно, боясь рассердить преподавателя. А вот на обществознании я слушала помимо теорий и правил интересные истории из политики, экономики и т.д., делала презентации и доклады об интересных темах для моего репетитора, то есть была полностью втянута в эту как бы игру. В итоге обоих репетиторов я вспоминаю всегда с благодарностью и думаю, что экономия энергии на обществознании позволила мне выложиться на математике, но при этом и выучить обществознание на отлично.
Главное никогда не забывайте о личном контакте ученика и преподавателя. Если ученик не хочет заниматься с преподавателем, то никакие усилия педагога не смогут сотворить чуда и не подготовят Вас или Ваше чадо к поступлению или экзамену. Поэтому, не экономьте деньги на первое пробное занятие с преподавателем. Если Вы или Ваш ребенок чувствуете, что это не Ваш человек, то лучше откажитесь после первого занятия и найдите себе другого, с которым Вам будет интересно. Лучше отказаться от уплаченной суммы однажды, чем тратить ее еженедельно на непродуктивные занятия, которые ни к чему не приведут.
Закирова Ольга
28.04.2011