Давайте зададимся важным вопросом: мог ли Иван Грозный написать письмо Елизавете I? Если вы не историк и первым делом задумались о датах жизни первого и второй, поздравляем вас: кажется, со школьных уроков истории мы вынесли одни и те же проблемы.
О том, почему сложно учить историю в школе и как быть учителям-историкам, которые хотят заинтересовать учеников, беседуем сегодня с преподавателем Ассоциации репетиторов Ольгой Александровной.
Проблемы?
Откровенно говоря, проблемы есть.
Пример с Иваном Грозным (который, к слову, не только мог, но и писал к Елизавете, предлагая той самоё себя в качестве супруга) — только один из сотен. История преподаётся странными периодами, которые как будто бы ничем не соединяются — так, например, в XII веке внезапно заканчивается Киевская Русь и само собой начинается Владимиро-Суздальское княжество (почему и как — неизвестно). Исторические факты — отдельный предмет для обсуждения. Понятно, что многое доподлинно не известно даже историкам, но верно и другое: огромное количество изложенных в учебниках по истории фактов — никакие не факты. Автор этого текста из школьных уроков истории помнит (как, вероятно, и вы) о рабах, которых принуждали к жестокому труду на фараона, которому они строили пирамиды. Факты же таковы: единственный источник, из которого мы знаем о том, что дела обстояли именно так, — античный историк Геродот.
Вместе с тем благодаря египтологам Захи Хавассу и Марку Ленеру (про которых не учат в школе) мы знаем, что:
-
строители египетских пирамид не были рабами, а нанимались добровольно;
-
их труд считался очень уважаемым (судя по тому, как погребены останки строителей);
-
им оказывалась серьёзная медицинская помощь, благодаря чему они могли переживать травмы и тяжёлые заболевания (что свидетельствует, опять же, не в пользу пренебрежительной эксплуатации, о которой рассказывал Геродот).
Казалось бы, история — тот самый предмет, где школьникам можно прививать зачатки критического мышления, но этого, увы, не происходит. А жаль: ведь просто знакомство с первоисточником и его оценка позволили бы предположить, что рассказ Геродота о строителях пирамид необязательно правдоподобен: достаточно узнать, что Геродот не знал египетского языка (а стало быть, опирался лишь на те сведения, которыми его снабдили местные греческие поселенцы), а кроме того, побывал в Египте спустя аж две тысячи лет после того, как Великие Пирамиды были построены.
Разделение истории на «отечественную» и «историю зарубежных стран» если и можно объяснить (например, патриотизмом), то очень сложно исправить последствия такого разделения: представить, где относительно друг друга на временной шкале находятся события «отечественной» истории, а где — «зарубежных стран», представляется непростой задачей. Интернет-проект «Арзамас» прошлым летом даже опубликовал материал, наглядно показывающий, что происходило в мире в тот или иной момент времени — притом одновременно на Востоке, Западе и на Руси. Такой подход существенно расширяет представления об истории.
Ещё один интересный момент — отсутствие в школьных уроках истории каких бы то ни было сведений об отдельных странах (например, о Таиланде). Получается, что около половины мест, в которые мы сегодня с большой охотой отправляемся отдыхать, как будто бы не имеют истории. Во всяком случае, нам не считают нужным о ней сообщить.
Дата, подпись
Во многом то, как устроены уроки истории, определяется требованиями ЕГЭ. А они таковы: ученик должен знать имена и даты.
Сами по себе имена и даты — безусловно, небесполезная информация, но сложно не согласиться с тем, что зубрёжка дат очень слабо может помочь в понимании исторических процессов, их закономерностей и причин.
Кстати, о причинах. Как все мы хорошо помним из школьного курса истории, причины есть у чего угодно, и преподаватель знает их наверняка. Поэтому сейчас мы откроем тетрадь и запишем три причины Великой Буржуазной Революции во Франции. Ровно три, и не причиной больше.
Трагедия, конечно, не в самой необходимости запоминать факты, а в том, что сам предмет истории преподаётся именно так — как набор фактов, большой объём выхолощенной информации о неких событиях, происходивших в прошлом. Часть из них вызывает как минимум вопрос “Зачем мне знать об этом?”.
“В голове моей, как будто, архив. Мертвые дела, цифры, эпохи, книги, и что ни с чем не связано. Как библиотека из одних разрозненных томов, ни одного полного собрания. Ботанику забыл, а спроси, зачем я помню, что Селект Первый, в 306 году до нашей эры победил какого-то Чингридубта?” — как видно, вопросы, беспокоившие Обломова, на редкость созвучны нашему дню.
Необходимость подтвердить на экзамене свою историческую подкованность знанием фактов и дат способна отбить любую мотивацию.
История глазами учителя
«На мой взгляд, лучшая мотивация для ученика - это неподдельный интерес к предмету», — считает Ольга Александровна, выпускница факультета истории Санкт-Петербургского государственного университета.
Ольга Александровна уверена: главное — не факты, а представление об истории как о едином процессе, в котором есть свои внутренние связи.
«Важность истории состоит в том, что она учит думать, находить истину в ворохе фактов, учит видеть причинно-следственные связи. Изучение истории формирует особое мышление.
И задача преподавателя — преподнести свой предмет так, чтобы сделать его интересным и привлекательным для ученика. А для этого нужно и самому быть увлечённым своим предметом», — подчёркивает преподаватель.
Важность личности учителя, безусловно, сложно переоценить. Об этом можно говорить применительно к любому предмету, но в особенности это относится к урокам литературы и истории — тем самым, на которых так важно уметь рассказывать истории, чтобы завладеть вниманием учеников.
На самом деле, заинтересовать подростка событиями трёхсотлетней давности, очевидно не имеющими к нему никакого отношения, — задача не из лёгких. “Сухая” история из табличек, схем и контурных карт покажется любому нормальному человеку 12-17 лет пыткой.
К счастью, у современных преподавателей есть доступ к обширному инструментарию, который может помочь.
«Разнообразить процесс обучения можно с помощью интересных и познавательных фильмов на историческую тематику, — подсказывает Ольга Александровна. — А после изучения темы на уроках со старшими классами можно устраивать исторические дискуссии (дебаты)».
Дополним этот список ещё несколькими пунктами.
-
Культура повседневности. Можно во весь рот зевать во время рассказа о свершениях Наполеона, но мгновенно проснуться, когда речь зайдёт о платьях в стиле ампир. В самом деле, почему никто и ничего не рассказывает про платья? Существенный процент выпускников, мы уверены, гораздо усерднее бы погружался в историю, если бы имел чуть большее представление о том, во что одевались в ту или иную эпоху. Это, кстати, отдельно поможет при изучении литературы: поди знай, как выглядел тот самый армяк Пугачёва и тулуп, подаренный ему Гринёвым.
-
Youtube, великий и ужасный.
Самое большое в мире хранилище видеофайлов изобилует роликами (и сериями роликов), которые позволяют сделать изучение истории интересным, чуть сдвинув угол зрения. К примеру, Crash Course World History наглядно разъясняют, таким ли мрачным было Средневековье — всё это с помощью исторических артефактов вперемежку с самодельной весёлой анимацией.
С другой стороны, существует анимированная инфографика, которая, например, может показать, как изменялись границы европейских государств в течение десятилетий или же объяснить происхождение европейских флагов чуть меньше, чем за три минуты.
3. Параллели. Сегодня принято вспоминать эпоху до мобильной связи с ностальгией: вот, было время, когда мы назначали встречу по телефону за неделю… Вопрос о том, как обстояли дела двести, триста, четыреста, etc. лет назад, неизбежно заставляют фантазию шевелиться изо всех сил. Представить себе коммуникации, СМИ, транспорт и всё то, что делает цивилизацию цивилизацией, в другую эпоху, понять, как это работало и как определяло жизнь конкретного времени, — это ли не интересно?
Выходит, что результаты, которые ученик в итоге покажет на ЕГЭ по истории, во многом связаны с харизмой преподавателя. Найти подходящую “точку входа”, увлечь рассказом, подстегнуть к самостоятельной работе и дополнительному чтению по соответствующей теме — из всего этого складывается работа преподавателя. Доказано: факты и даты гораздо лучше усваиваются, будучи дополнением к интересному контексту.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: