Удивительную цифру озвучил Фонд общественного мнения (ФОМ): 100% выпускников школ, которые учились в раздельных классах, поступили в вузы. Что это значит? Разделять старшеклассников – мальчики отдельно, девочки отдельно – и успех гарантирован? Конечно, нет, ответ не столь однозначен. Во-первых, эти 100% лишь капля в море: в России всего около 500 школ, где имеются разнополые классы. Во-вторых, при лучшей успеваемости подростки из таких классов не всегда могут похвастаться хорошей социальной адаптацией. И, в-третьих, не является ли раздельное обучение отсылкой к прежним временам, когда в женских гимназиях воспитывали хранительницу домашнего очага, а в мужских властителей мира? Давайте рассмотрим картину детально.
Плюсы
Большинство россиян, по данным ФОМ, против раздельного обучения подростков. Из полутора тысяч респондентов 76% сказали, что гомогендерная система не позволяет развить необходимые навыки общения. Даже признавая плюсы разных программ для мальчиков и девочек, родители отметили, что им важнее социальная адаптация ребёнка, а не отличные отметки в школе. И лишь 9% опрошенных твёрдо уверены, что раздельное обучение имеет куда больше преимуществ перед преобладающим сегодня совместным. Мнение этих девяти процентов поддерживают некоторые психологи, медики и педагоги. Отмечу, речь идёт об учащихся старших классов.
Куда же без первой школьной любви…Источник фото
Первый и главный аргумент в пользу раздельного образования – половое созревание подростков. Как правило, с девятого класса молодые люди начинают проявлять интерес к вопросам, далёким от математики и литературы. Эмоциональный фон в этом возрасте зашкаливает, и какие уж тут научные предметы, если за соседней партой сидит из крови и плоти предмет обожания. Никой нет возможности сосредоточиться. А вот если подростка окружают исключительно лица одного с ним пола, шансы на усвоение материала резко возрастают.
Из-за бушующих гормонов настроение подростка меняется чаще и круче, чем курсы валют в нестабильный экономический период. Юноши и девушки становятся очень уязвимыми, восприимчивыми к чужому мнению. Выходя к доске, они думают не о результате, а о эффекте: «хорошо ли я выгляжу», «не покажусь ли я тупым, не решив квадратное уравнение». А уж урок физкультуры так и вовсе превращается в выставку достижений «как я изменился этим летом». Причём демонстрация красоты и ума направлена перекрёстно: мальчики – девочкам, девочки – мальчикам. В гомогенных же классах попросту нет смысла сильно напрягаться, чтобы произвести должное впечатление. Здесь вступает в силу закон «своих не бросаем» или мужская и женская солидарность.
Девчонки всегда серьезнее мальчишек. Источник фото
Второй огромный аргумент «за» несмешанную форму обучения – разница в строение головного мозга. Точнее, в восприятии информации. У мальчиков на первом месте – логика, у девочек – эмоциональная составляющая. Первые менее усидчивые, тогда как вторые с легкостью справятся с большим объёмом монотонной работы. При раздельной системе обучения можно прописать разные программы. Например, сократить время урока для юношей, при этом максимально насытить лекцию фактами или практическими занятиями. А девушки лучше усвоят материал, если живописать историю вензельками. Допустим, урок географии: преподаватель рассказывает о Республике Конго. Политическое устройство, административное деление, полезные ископаемые, население. Мальчики запомнят цифры и данные. Девочки тоже, но через призму историй о высокой детской смертности, об ущемлении прав женщин, о тысячах бездомных, лишившихся крова из-за постоянных войн.
Минусы
Противники раздельного обучения называют куда больше причин, по которым не нужно разлучать юношей и девушек. Суть всех аргументов сводится к одному – снижение социальной активности в целом и отсутствие навыков общения с противоположным полом в частности.
Институт благородных девиц. Математики не знали, зато пели страсть как хорошо. Источник фото
В современном мире, когда понятия «мужские» и «женские профессии» во многом утратили свою актуальность, гомогенное обучение так же выглядит устаревшим. Благо, мы переросли многие предрассудки прошлых веков, когда главенствовала теория «разделения сфер»: мальчиков готовили к общественному управлению, а девочкам отводилась скромная роль «ангела домашнего очага». Естественно, программы женских школ и гимназий существенно отличались от мужских. Согласитесь, невозможно сравнить необходимый объём знаний будущего политика и будущей жены и матери. Да что там, ещё в середине XIX века считалось, будто по умственному развитию женщина не в состоянии превзойти 14-15-летнего подростка мужского пола. С тех пор феминизация случилась, миф развенчали, права уравнялись. Более того, сейчас считается, что мозг женщины работает намного активнее мужского, следовательно, при совместном обучении девочки помогут мальчикам справиться со школьной программой.
И, самое главное, в смешанных классах подростки учатся совместно решать задачи, понимать и уважать особенности мышления и мировосприятия друг друга, что пригодится им во взрослой жизни, когда они начнут работать в смешанном коллективе. Много ли в нынешнем мире осталось профессий, где важнее физическая сила, а не мозги? Нет, совсем немного, и возможностей для женской карьеры становится всё больше. Это нормальный процесс развития общества. А регресс – это как раз возврат к раздельному обучению, считают противники такового.
Нейтральной позиции в данном случае нет. Нас, человеческих особей, всего двое: мужчина и женщина. А Личность (именно так – с большой буквы) во всём своём соку развивается в комфортных условиях. Так что это самостоятельный выбор каждого – в какой среде ему комфортно расти.
Источник заглавной картинки — marinews.su
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
27 ноября 2014