Творческая свобода

В относительно недалёком XIX веке развитие творческих способностей ребёнка было необходимой частью домашнего образования. Музыка и рисование преподавались наравне со словесностью, и на это был свой резон: чувство прекрасного — такая же важная составляющая развитой личности, как и умение сложить два и два и написать письмо тётушке со всеми нужными запятыми.

Как обстоят дела с эстетическим воспитанием сегодня? Чем родители могут помочь ребёнку с большим запросом на творческое развитие? Как в этом может поучаствовать репетитор? Разбираемся с помощью преподавателя Ассоциации репетиторов Марии Сергеевны.

Осознанная необходимость

Если вы учитесь не в специализированной гимназии и не в частной школе, скорее всего, в вашей школьной программе сфера прекрасного будет представлена предметами “Музыка” (в младшей школе), “ИЗО” (в ней же) и “МХК” (в старших классах). Литература будет преподаваться отдельно и, скорее всего, подозрение о том, что у неё есть нечто общее с искусством, возникнет ближе к поступлению в университет (если вообще возникнет).

Безусловно, как и с любым другим предметом здесь решающую роль играет человеческий фактор: вдохновенный учитель рисования сможет передать свой интерес ребёнку даже при том количестве учебных часов, которые ему отводятся в современной программе. Но будем реалистами: устройство школьной программы намекает скорее на вынужденность, чем на необходимость этих предметов.

Мы уже в подробностях рассказывали, зачем подрастающему человеку может быть нужна музыка, сегодня самое время посмотреть на не менее достойные области человеческого творчества.

“Я работаю с разными уровнями подготовки и разными возрастами”, — говорит Мария Сергеевна, выпускница Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Она добавляет, что сложно с уверенностью сказать, кто обращается чаще — будущие профессионалы в области визуального искусства или же те, кто приходит за общим развитием.

Творческая свобода

На вопрос, можно ли (и стоит ли) в рамках школьной программы углубить свои навыки и знания в сфере прекрасного, Мария Сергеевнаотвечает однозначно: единственный способ в рамках сложившихся традиций — уделять больше внимания программным урокам. И, разумеется, “заниматься чаще — как на уроках, так и самостоятельно”.

И всё же — зачем?

Факты говорят сами за себя: человек способен выжить в самом разном окружении, и, если продолжать придерживаться фактологии, удовлетворение эстетических потребностей доступно крайне небольшой части человечества уже хотя бы в силу того, что эти потребности осознаются в одну из последних очередей.

Творческая свобода

Однако современные теоретики образования выдвигают ряд концепций, согласно которым эстетическая компонента в образовании — самая настоящая необходимость.

  • Сторонники спонтанного художественно-эстетического проявления напрямую связывают его с теорией свободного воспитания. Согласно этой теории, ребёнок от природы обладает совершенными художественными задатками, и спонтанное и свободное их проявление — единственный способ их развить.
  • Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития ставит задачей развитие сенсорной сферы ребёнка. Благодаря эстетическому воспитанию ребёнок научается различать оттенки цвета, нюансы композиции, звуковые тональности — иными словами, это своего рода физкультура для органов чувств.
  • Существует и теория религиозно-эстетического воспитания, которая признаёт искусство в качестве духовной опоры для развития человека.
  • Наконец, абстрактно-формалистский подход необходим в образовании будущих специалистов в художественной сфере: без знания основ композиции, рисунка, etc. подготовка будущих архитекторов, декораторов и других специалистов была бы невозможна.

Серьёзно спорить о том, нужна ли эстетика, можно разве что в рамках постмодернистского дискурса, но он стремительно отходит в прошлое.

После школы

Предположим, чувство прекрасного у вашего школьника уже дало о себе знать вопреки устройству школьной программы и дизайну обложек учебников. Что может его развить и поддержать?

  • Если ребёнок хочет всерьёз посвятить себя визуальным искусствам, то подобрать преподавателя живописи — не самая странная идея. Однако важно сформулировать задачу: если цель школьника — поступление в университет, преподавателю предстоит отрабатывать с ним академические предметы, если же вы хотите, чтобы ребёнок с помощью искусства научился самовыражению, преподаватель будет больше внимания уделять многообразию техник.
  • Арт-терапия — настоящая панацея для тех, кто считает, что ребёнка очень “нагружают”. Занятия арт-терапией не заменят полноценной психотерапии (если в ней есть потребность), однако очень помогут детям в осознании того, какие качества у них развиты (и о каких они не догадываются), как можно канализировать энергию в творческое русло и, ко всему прочему, снимают напряжение (в процессе творчества совсем не нужно никому ничего доказывать).
  • Для тех, кто интересуется кино, существуют киношколы, в которых детей учат азам работы на съёмочной площадке. Разумеется, после окончания этой школы вряд ли удастся с места в карьер встать за камеру и снять полнометражный фильм, но если есть возможность углубиться в киносферу, почему бы к ней не прибегнуть? К тому же это позволит частично решить вопрос с семейными кинопросмотрами: штампованные “семейные комедии” наконец-то можно будет сменить на что-нибудь поинтереснее.
  • Если посещать занятия сложно (например, туда далеко ехать), можно попробовать поучиться онлайн. Некоторые курсы для детей включают дистанционное обучение и последующую проверку работ преподавателем. Конечно, это скорее крайний случай, но почему нет?
  • Помимо прикладных навыков можно попробовать заинтересовать ребёнка экскурсами в историю искусства. Свои детские программы есть у огромного количества музеев — и среди этого многообразия есть и программы, посвящённые современному искусству — как, например, в Московском музее современного искусства или в Мультимедиа Арт Музее.
Творческая свобода

Мария Сергеевна считает, что качество эстетического образования школьника напрямую зависит от его собственных усилий.

“Только всестороннее развитие, — подчёркивает преподаватель. — История, музыка и так далее. Если ученик занимается часто и внимательно, этого достаточно”.

Идите и остановите прогресс

Один из несметных бонусов компьютера — в том числе и доступ к программам, позволяющим работать с изображениями и видео. Те, кто учился этому в возрасте двадцати-тридцати лет, потратили немало времени, чтобы понять, что такое эти “слои”, “кисти” и “фильтры”. У нынешних школьников на то, чтобы освоить все эти инструменты, уходит рекордно малое количество времени: компьютерный интерфейс для них давно стал вторым родным языком.

Конечно, владение “фотошопом” не превращает автоматически в современного художника, но если стремление развивать свои художественные навыки имеется, их совершенно точно стоит поощрять.

Творческая свобода

Ни одно музейное собрание живописи (даже Лувр, даже Эрмитаж, даже МОМА) не снабдит ребёнка тем количеством практической информации, которое ему поставит интернет: уроки работы с Photoshop и FinalCut, обсуждения инсайдеров и профессионалов, огромная база иллюстраторов со всего мира — всё это важно как воздух и порой заменяет профильное образование.

Поэтому лучшее, что вы можете сделать, столкнувшись с желанием своего школьника реализовывать свои художественные амбиции в формате видео, — снабдить его соответствующим оборудованием, программным обеспечением и, если понадобится, соответствующим обучающим курсом. Худшее, что из этого может выйти, — у вас на память останется неиспользуемая видеокамера (её можно продать в любой момент). В лучшем же случае вы обнаружите своего ребёнка во главе крупного видеопроизводства.

Напоследок

Творческая свобода

Несмотря на то, что эстетические потребности значатся в самом верху той самой пирамиды потребностей, важно помнить Простую Истину: эстетика — это не картина в музее, эстетика — это способ восприятия жизни, и больше того — способ её проживать.

Самого понятия “эстетика” не существовало бы, если бы человечество не осознавало совершенства окружающего мира. Всё остальное, родившееся в процессе становления человеческой культуры, — этикет, язык, одежда, наконец, искусство — лишь продолжение этого базового осознавания. Было бы бесконечно прекрасно, если бы школьное образование научилось транслировать эту идею сквозь все бесконечно важные познания.

Мудрая сова 26 мая