Школьные горизонты

До первого сентября осталось каких-то два месяца. Школа выбрана, а у самых ответственных куплен рюкзак. Единственное, что никак не даёт покоя — мысли о том, каково будет бывшему детсадовцу в новом месте, странном и незнакомом. Как разговаривать с ребёнком о предстоящей школе, что нужно успеть за оставшиеся пару месяцев и как подготовиться к школе родителям — обо всём этом будем разговаривать сегодня с преподавателем Ассоциации репетиторов Светланой Игоревной.

Что-то будет

В шесть лет, когда мир ещё действует по магическим законам, мифическая «школа», в которую надо непременно отправиться после детского сада, кажется чем-то гигантским и непонятным. Разговоры родителей, причитания воспитателей в детском саду, вопрос «хочешь ли ты в школу?» — всё это, согласитесь, не добавляет ясности.

Многие школы сегодня готовят детей к поступлению (обычно подготовка начинается за год) или же собеседуют, чтобы понять, готов ли ребёнок отправиться в первый класс. Однако, во-первых, такая практика есть не везде, а во-вторых, собеседование — скорее стрессовый фактор, чем экскурсия в будущее.

Школьные горизонты

Иными словами, предвкушение похода в школу первого сентября — довольно неочевидный вариант развития событий.

“Важно, чтобы родители сами не боялись перемен, связанных со школой. Часто бывает так, что очень много тревоги именно у родителей, особенно у мам, и эта тревога передается детям”, — объясняет Светлана Игоревна, выпускница Высшей школы педагогики.

“Важно максимально подробно рассказать ребенку как будет проходить его жизнь, что его ждет в школе, для детей всегда важна ясность и конкретность. Если есть такая возможность, познакомиться с будущей учительницей, одноклассниками. Чем больше и подробнее расскажут родители о предстоящей школьной жизни, тем спокойнее и увереннее будет будущий первоклассник. Также важно правильно мотивировать ребенка, объяснить, что главное в школе — учеба, получение новых интересных знаний, а отметки — не так важны. Многие дети боятся идти в школу именно из-за отметок. Важно, чтобы ребенок знал, что всегда может получить помощь и поддержку родителей”.

Психологи полностью согласны: чем больше ребёнок узнает о том, что представляет собой школа, тем меньше будет её бояться. В конце концов, монстры, живущие в шкафу, страшны до тех пор, пока створки шкафа закрыты. Что можно предпринять до начала учебного года в целях “школьного просвещения”?

  1. Обязательно вместе сходите в школу, в которой ребёнку предстоит учиться. Если есть возможность, пусть эта экскурсия продлится не десять минут, а хотя бы час — осмотрите школьный двор, раздевалку, если есть возможность — и спортзал.
  2. Поиграйте «в школу». С помощью игрушек объясните, как проходит урок, что делает учитель, а что — ученики.
  3. Расскажите о своей учёбе в школе, покажите школьные фотографии, а если сохранились тетради и дневники — то и их.
  4. Если у вас есть знакомые школьного возраста, попросите у них рассказать вашему ребёнку о собственном школьном опыте.
  5. Наконец, все школьные покупки — от рюкзака и пенала до карандашей и тетрадок — покупайте вместе с будущим школьником, вовлекайте его в процесс выбора.
Школьные горизонты

Будь готов!

Список формальных требований к поступающим в первый класс несложно найти за несколько секунд в интернет-поисковике (а можно почитать наш материал на эту тему). Однако помимо этого списка есть ещё один, куда как более важный, но почему-то редко упоминающийся. В этом списке перечисляются те навыки, которые окажутся крайне необходимы ребёнку, которому только предстоит адаптироваться к новым, школьным, условиям.

  • Умение управлять своим вниманием и эмоциями. Не секрет, что первоклассники способны удерживать внимание очень недолго, но даже это «недолго» архиважно в условиях взаимодействия огромного класса с одной классной дамой.
  • Навык сохранения статической сидячей позы. Все мы помним, как приятно было растечься по парте, полностью выложив на неё плечи и уложив подбородок. Это нормально: мышцы спины устают. Важно, чтобы ребёнок постепенно привыкал удерживать одну позу, поскольку это необходимо для сосредоточенного восприятия.
  • Мотивация (познавательная и мотивация к достижению). Мы уже рассказывали, как непросто даётся мотивация старшим школьникам, но для родителей будущих первоклашек есть хорошая новость: тяга к новому и любопытство у младших школьников существенно снижают риск, что школа станет демотиватором. Задача родителей — лишь подготовить ребёнка к школьной нагрузке. Объясните ему, для чего нужны домашние задания, подарите таймер, который он будет использовать при домашней подготовке (кстати, вы знаете, что время подготовки “домашки” первоклассником по мнению психологов должно быть не больше 40 минут — 1 часа?).
  • Навык налаживания отношений с новыми людьми. Несмотря на то, что этот пункт оказался последним в списке, про него мы скажем отдельно.

“Важно уметь общаться со сверстниками, знакомиться. Эти навыки помогут в адаптации к школе. Очень важна психологическая подготовка, сформированность основных психических функций”, — говорит Светлана Игоревна.

Школьные горизонты

Иногда это пожелание кажется трудновыполнимым: ребёнок может быть замкнут и не стремиться к общению не то что со взрослыми, но даже со сверстниками. Если это напоминает ваш случай, то лучшее решение — уже сейчас обратиться к психологу. Не манкируйте такой возможностью: отношения, складывающиеся у ребёнка с его одноклассниками, во многом повлияют на то, как он будет устанавливать отношения с людьми в будущем.

Если же вы уверены, что психолог — излишняя мера, можно для начала обратиться к литературе, которую советует Светлана Игоревна: это книги Ю.Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?” и И. Млодик “Школа и как в ней выжить”.

Кто вы, господин первый учитель?

Первому учителю (даром что это в 99,9% случаев учительница) посвящены десятки песен, стихов и миллионы воспоминаний. Хорошо, если это тёплые воспоминания. Можно ли предугадать это заранее?

Наш ответ — можно, в особенности если уделить этому должное внимание.

“Преподаватель начальной школы — это человек, который будет общаться с ребенком больше, чем родители, поэтому его нужно сделать почти что членом семьи”, — говорит » target=»_blank» rel=»noopener»>Светлана Игоревна“В начальной школе необходим постоянный контакт с учителями. Нужно интересоваться не только успеваемостью ребенка (хотя и это очень важно), но и узнавать у классного руководителя, как ребенок контактирует с одноклассниками, как ведет себя на уроках. Если возникли какие-то сложности, решать их нужно тоже со школьным учителем”.

Школьные горизонты

Поиск баланса между “сумасшедшим родителем”, который хочет знать каждую деталь о происходящем в школе, и “родителем неинтересующимся”, — задача не из лёгких. Наш совет (как, впрочем, и всегда) — ориентироваться на поведение ребёнка.

“Ориентироваться” прежде всего значит “знать, что происходит в школе”. Поэтому пусть уже сейчас, загодя, мысль о том, что после школы с ребёнком надо говорить о школе, станет для вас привычной. Как и мысль о том, что с ходу обсуждать успеваемость (особенно в первом классе, большую часть которого отметки не ставят) — лучший способ воспитать в ребёнке отвращение к учёбе.

Временные меры

Несложно догадаться, что время для шестилетнего ребёнка течёт совсем иначе, чем для взрослого. Ваше “быстро” для будущего школьника — понятие довольно абстрактное.

Школьные горизонты

Именно поэтому психологи рекомендуют в качестве подготовки к школе научить ребёнка элементарным навыкам, которые сильно помогут ему и вам в будущем.

  • Самостоятельно собрать портфель. Что именно будет лежать в портфеле, станет ясно с началом уроков, но к этому моменту ребёнку хорошо бы знать, что в портфеле обязательно должно быть всё необходимое. Настало время искоренить фольклорный возглас “А голову ты дома не забыл?!”.
  • Одеться. Вне зависимости от того, обязательна ли в школе форма, ребёнок должен знать, где находится одежда, в которой можно отправиться в школу, а также уметь отличить грязную одежду от чистой (и отправить грязную в стирку).
  • Собраться в определённый срок. Тонкий момент: привычку собираться — быстро или медленно — ребёнок перенимает у своих родителей. Поэтому, если хотите, чтобы начало учебного года не стало для вас испытанием, самое время пересмотреть собственные обыкновения, связанные со сборами.

Конечно, все эти меры звучат скорее как утопия, но решительно ничего не мешает вам стать первым человеком, который осуществит эту утопию не в авральном режиме начала учебного года, а спокойно и загодя.

Мудрая сова 07 июля