Культпоход

Родительская ответственность в дни школьных каникул даёт о себе знать: ребёнка немедленно нужно куда-нибудь “вывести”. Чаще всего в поле родительского внимания попадают музеи. И тут начинается самое интересное. Как убедить ребёнка в том, что неспешная прогулка по залам, в которых ничего не происходит, — отличная идея? Разобраться в тонкостях детско-музейных отношений нам помогут преподаватели Ассоциации репетиторов Ксения Александровна и Александр Владимирович.

Интересы и возраст

Какой возраст ребёнка можно считать подходящим для первого похода в музей? Родительские опасения (“Он не может фокусироваться!”, “Она слишком шумная!”, etc.) подсказывают самые разные варианты, но психологи в целом сходятся на том, что начинать можно уже с 4-5 лет. Наталья Гомберг, преподаватель детских групп и подросткового Клуба Юных Искусствоведов Пушкинского музея, называет этот период “возрастом сюжетно-ролевой игры”. Она считает, что это возраст, когда музей просто идеален.

Культпоход

Источник фото

С этим согласна Ксения Александровна, преподаватель истории и организатор интерактивных программ для школьников в музеях.

“Думаю, что ребёнка можно вести в музей с пяти лет, потому что в этом возрасте он уже многое понимает и запоминает. Конечно, для маленьких детей подходят музеи с яркими красивыми экспонатами, о которых можно рассказать просто и интересно для малышей. С 8 лет, на мой взгляд, можно посещать любые музеи. Главное — сообщать при посещении ту информацию, которая легко может быть воспринята ребёнком на этом этапе: например, до 10 лет больше внимания уделять мифам и легендам, после 10 — научным фактам”.

Александр Владимирович, выпускник РГГУ, также преподающий историю, считает, что многое зависит не только от возраста, но и от внутрисемейной культуры:

“Выбор возраста посещения Музеев индивидуален, он зависит от семейных традиций и эмоционально-психических, возрастных особенностей ребенка. Вполне возможно существование так называемых «немузейных» детей и семей”.

Он слегка поднимает возрастную планку для музейных “новичков”:

“Возраст для посещения музея ребенком зависит от характера экспозиции и формы подачи материала. Интерактивные программы с участием музейного работника, вероятно, можно посещать с 5-6 лет. Художественные выставки и галереи лет с 7-8, но здесь желательно использование аудиогида или информационное сопровождение родителей, которые сами заранее подготовились. Сложные информативные экспозиции без интерактивного содержания могут быть понятны ребенку лет с 10, а могут быть не интересны вообще никогда”.

Культпоход

Источник фото

Как выбрать направление?

Прекрасно, если у ребёнка есть выраженный интерес — например, к истории арктических открытий или фауне Австралии. Родителям в этом случае остаётся только подобрать соответствующий музей. Но такого интереса может и не быть, а кроме того, заинтересовать ребёнка можно почти чем угодно, если грамотно к этому подойти.

“Младшим школьникам интересней экспозиции по биологии, зоологии, геологии, — считает Александр Владимирович. — Всем интересны Музеи с интерактивным содержанием, прямым участием детей в музейной практике. Для детей среднего и старшего школьного возраста большую роль играет профессия родителей, их собственный профессиональный выбор и внешкольные увлечения – прочитанная литература, кружки, секции, хобби”.

Ксения Александровна, имея большой опыт организации музейного досуга для школьников, перечислила самые популярные, на её взгляд музеи. По её мнению, наибольшим успехом пользуются:

  • ГМИИ им. Пушкина
  • Музей народов Востока
  • Дарвиновский музей
  • Музей минералов им. Вернадского
  • Планетарий

Если походы в музей ещё не стали привычкой, этого небольшого списка вполне может хватить на год.

Культпоход

Источник фото

В музей во всеоружии: как подготовиться?

“Пребывание в музее, изучение выдающихся произведений искусства волей-неволей воспитывают не только в ребенке, но и в любом человеке определенный вкус и желание воссоздать это особенное пространство там, где живешь сам, — считает Анна Вихрова, научный сотрудник отдела эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ им. А. С. Пушкина. — Музей – это созерцание красоты, которое учит детей подмечать красоту вокруг себя, в собственном доме, дворе, на улице, но в равной степени и учит замечать некрасивое, то, что режет глаз и хочется скрыть. Я не раз слышала от родителей, что после посещения музея дети стараются убраться в своей комнате и развесить собственные рисунки по стенам; девочки становятся внимательнее к своему внешнему виду и все дети без исключения начинают оперировать такими понятиями, как «одеваться в стиле XVIII века», «в стиле королевы», «как древнегреческая муза»”.

Культура посещения музея, как, впрочем, и любая другая, закладывается в детстве, поэтому стоит уделить особое внимание подготовке к визиту, особенно если это ваш первый поход. О чём нужно помнить? Рекомендаций совсем немного.

  • Во-первых, лучше не смешивать посещение музея с другими важными событиями. Начало учебного года, день рождения — на фоне таких мощных переживаний музей может просто остаться незамеченным.
  • Во-вторых, подготовьте ребёнка к посещению музея. Вместо таинственного “сам увидишь” постарайтесь быть максимально информативными: расскажите ему, что он увидит в музее, а заодно — чем там можно будет заняться. И заодно — о том, чего в музее делать нельзя.
  • В-третьих, постарайтесь поменьше думать о так называемых “знаниях”. Пусть ребёнок присмотрится к экспонату (или проигнорирует его, если ему неинтересно), дайте ему время на сопереживание.
  • В-четвёртых, ни на секунду не забывайте, что музей — прежде всего место, в котором интересно, и детям могут быть интересны отнюдь не только экспонаты. Большие колонны, высокие потолки, залы, лестницы, люстры — всё это тоже очень занимательно, и у ребёнка обязательно должна быть возможность просто погладить мраморные перила.
  • Наконец, в-пятых, постарайтесь поговорить с ребёнком о том, что он видит ещё в процессе посещения музея. Подсказка: вместо вопроса “Тебе нравится, как художник использует свет на этой картине?” лучше спросить “Что тебя заинтересовало на этой картине?”. Помните, что дети видят экспонаты ещё совсем свежим, незамыленным глазом, поэтому чаще всего их интересует не то, что интересует взрослых.

Всем миром

Опыт школьных экскурсий, кажется, есть у всех — и кажется, более-менее у всех нет-нет, да и найдётся воспоминание, окрашенное в тоскливые тона. Причин тому масса — от самого ощущения грустной “обязаловки” до экскурсовода, который задавал скучные вопросы, на которые никто не знал ответа.

“Часто бывает так, что экскурсии отбивают у детей желание посещать музеи, — соглашается Ксения Александровна. — Важно найти хорошего экскурсовода, рассказ которого будет живым и понятным. Хорошо, когда непродолжительная экскурсия (не более часа) дополняется интерактивной программой — сейчас подобных предложений становится всё больше. Посещение музеев школьными группами весьма полезно и может быть хорошим дополнением к школьном программе”.

Культпоход

Источник фото

Александр Владимирович также придерживается мнения, что групповые экскурсии нужны:

“Экскурсии — скорее хорошо. Но многое зависит от личности экскурсовода, характера подачи материала, предварительной подготовки к усвоению материала в семье и школе. Тематические экскурсии предпочтительней обзорных, если речь не идёт об интерактивном курсе”.

Нелишне помнить, что коллективный выезд куда бы то ни было классом — всегда большое событие. Помимо образовательной стороны у этих экскурсий есть ещё и другая, не менее важная — развлекательная. Поэтому особенно здорово, когда помимо традиционного унылого перехода из зала в зал в экскурсия включает и интерактивные моменты. И ошибкой было бы думать, что, чем старше школьник, тем меньше его интересует этот интерактив.

И ещё один совет

Подсчёты любителей прикладной математики способны отвадить от музейной двери любого почитателя искусства: оказывается, если потратить по минуте на осмотр всех экспонатов Эрмитажа, понадобится четыре года (без перерыва на сон и еду). Об этом стоит помнить, собираясь в музей. Совершенно необязательно охватить всю экспозицию целиком. Достаточно сосредоточиться на нескольких экспонатах и лавировать от одного к другому, по списку. Даже взрослым сложно удержать в голове всё увиденное, не превратив это в визуальную кашу, а о детях и говорить нечего. Поэтому — дозируйте. Пять запомнившихся экспонатов, о которых можно будет поговорить дома, — лучше, чем “всякие картины”, без которых вполне можно было бы обойтись.

Культпоход

Источник фото

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 13 января